Найти в Дзене
Светорусье

Пословицы и поговорки о щах

Русскую кухню невозможно представить без щей. Это, казалось бы, простое блюдо всегда поражало иностранцев. Писатель Кнут Гамсун говорил: «Щи – это мясной суп, но не обыкновенный непозволительно скверный мясной суп, а чудесное русское кушанье с наваром из разных сортов мяса, с яйцом, сметаной, зеленью... Собственно говоря, мне кажется, немыслимо есть что-либо после щей». «Где щи - там и русских ищи» – говорят в народе.

А сколько пословиц и поговорок посвящено этому уникальному национальному блюду!

Те пословицы и поговорки, которые упоминают щи в непосредственном, прямом значении, в существенной мере связаны с ведущей ролью их в трапезе. Вот, например:

  • где щи – тут и нас ищи;
  • где щи да каша, там и место наше;
  • щи – всему обеду голова;
  • если хорошие щи, так другой пищи не ищи.
  • родной отец надоест, а щи – никогда!

Если же стряпня оказалась неудачной, то народная молва её высмеивала: «камзолы зелёны, а щи не солёны». Если наоборот, щи были слишком кислые и пересоленные, то говорили: «ну и щи, – на кобеля плеснёшь, и шерсть соскочит». О пустых щах тоже отзывались насмешливо: «щи – хоть голову полощи»; «наши щи хоть кнутом хлещи»; «хорошие щи без соли хлебаю, а в худые и соли не теряю».

О перестоявшем блюде, которому полагалось бы быть головой обеду, заявляли то с явным упрёком: «те щи худо хлебаются, которые несколько раз разогреваются»; то с юмором: «эти щи по заречью шли, да к нам пришли»; «эти щи из Царяграда пеши шли». Неумелых поваров припечатывали метким словечком: «говорят – хлебы варят, а щи пекут».

Щи как всем и каждом знакомое понятие использовались и для характеристики социальных взаимоотношений. Особенно часто – что естественно – кулинарный образ помогал высветить характерные черты родственных отношений, в первую очередь, семейных.

Не секрет, что при выборе будущей жены для выросшего сына у наших предков было принято обращать внимание на то, как девица умеет готовить, и этот обычай отразился в крылатом выражении: «красота приглядится, а щи не прихлебаются». По поводу относительной ценности красоты жены в брачном союзе выражались и так: «Татьяна не сметана, не щи ею белить». О цели брачного союза выражались: «для щей люди женятся, для мяса за муж идут».

Собственно, главным для установления семейного лада считалось правило, которое заповедовали жениху: «добрая жена да жирные щи – другого счастья не ищи». А там, где патриархальные устои обставлялись железными рамками, прямолинейно заявляли: «чем больше жену бьешь, тем щи вкуснее» (тем наварней щи).

Характер супруги оценивали так: «добрая жена мужа на ноги поставит, а злая и щей на стол не поставит»; «не та хозяйка, что красно говорит, а та, что щи варит». О непутёвой хозяйке высказывались: «Досужа кума ложки вымыла и во щи слила». Было и такое грустное присловье: «удобрилась мачеха до пасынка: велела в заговенье все щи выхлебать».

Хозяйственность супруга тоже порой мерили с помощью щей: «баня без пара, что щи без навара». «Лаптем щи хлебает!» – презрительно говорили о тех, кто прозябает в нищете и невежестве. «Ишь, дома лаптем щи хлебал, а здесь чай узнал; господского питья захотелось, – проговорил мрачный арестант» ( Достоевский Ф., Записки из мёртвого дома).

А вот «не лаптем щи хлебает» – это, напротив, о человеке смекалистом, он же секущий, умный, смышлёный, находчивый, сметливый, сообразительный, угадливый, на лету (быстро, легко) схватывает, не будь дурак, догадливый, с полуслова понимает и пр.

Щи часто использовались в качестве мерила щедрости и скупости людской. Гостеприимство выражалось призывом: «кипятите щи, чтобы гости шли!»; «от щей добрые люди не уходят». Хлебосольство подчеркивалось словами: «гостю щей не жалей, а погуще лей»; скаредность характеризовалась противоложным девизом: «тех же щей да пожиже влей». О жадных хозяевах приглашённые к ним визитёры говорили, отправляясь восвояси: «из больших гостей домой хлебать щей».

Бедность иносказательно преподносилась следующим образом:

  • голо, голо, а луковку во щи надо;
  • живём – не мотаем, пустых щей не хлебаем, хоть сверчок в горшок, а всё с наваром бываем;
  • пара липовых лещей, да горшок пустых щей;
  • хоть пуст щей горшок, да сам большой.

В пословице, поощряющей отвагу, говорится: «смелому горох хлебать, а робкому и пустых щей не видать». Вызов на ссору формулировался заявлением: «милости просим мимо ворот щей хлебать». Известное высказывание «чтобы человека узнать надо пуд соли с ним съесть» имеет и другую форму: «человека узнаешь, когда из семи печек с ним щей похлебаешь». Наконец, посмеиваясь на несостоятельным щёголем, приговаривали: «дома – щи без круп; в людях – шапка в рубль».

В общем, народный фольклор на разные случаи жизни припас меткие высказывания, в которых фигурируют щи. И если собрать их вместе, получается довольно интересная коллекция.

Читайте также: собрание пословиц и поговорок о щах

Еда
6,93 млн интересуются