Нет, я не Слюсарь, я другой... У меня больше вопросов по этому самолёту якобы 5-го поколения, чем восторгов. Как только отходишь от эмоционального осмысления в духе "вот смогли же", "отечественное авиастроение возрождается" и "получи пиндос гранату", то становится всё навязчивее чувство недоумения. И вот почему.
1. На МАКС-2021 презентована статическая модель. Макет. Журналисты из Reuters, у которых нет патриотизма ко всему российскому, написали - "Путину показали прототип самолёта". Понимаете разницу? Это ещё даже не опытный образец, это прототип. Злые языки (внимательно рассмотревшие фото нового российского лёгкого однодвигательного истребителя) говорят, что не увидели на крыльях механизации. Нет закрылков и элеронов - они просто нарисованы. Если это действительно так, то нам презентовали просто игрушечную модельку. Ну она большая, конечно, но от этого лучше не летает.
2. Официально заявлено, что в воздух Су-75 впервые поднимется только в 2023 году. Ближайший год отводится на статические испытания для Checkmate. Нового двигателя для этого самолёта нет. Су-57 тоже который год продолжает летать на двигателе "первого этапа" - АЛ-41Ф1. Именно поэтому условный Запад отказывается считать Су-57 полноценным самолётом 5-го поколения. Одно из основных требований для вхождения в поколение 5 - это способность самолёта летать на сверхзвуковой скорости в бесфорсажном режиме. Су-57 пока этого не может. Checkmate/Су-75 соответственно тоже. В 2022 году вроде бы должны закончить испытания "изделия 30" (это так называемый двигатель "второго этапа"), но опыт реализации всех предыдущих проектов ПАО "ОАК" показывает, что абсолютно все сроки начала серийного производства сдвигаются неоднократно сразу на год или два. Будь то "Суперджет", МС-21 или ПАК ФА. Так что будем ждать и смотреть - как соотносятся планы ОАК и слова Слюсаря с реальными делами.
3. Почему российский самолёт Су-75 получил английское название Checkmate? В ОАК это объясняют двумя причинами. Первая, лёгкий истребитель разработан, главным образом, для экспорта. Поэтому англоязычное название придумано для зарубежного покупателя. Вторая причина, - к проекту приложили руку маркетологи, которые хотели создать некую дискуссию и ажиотаж вокруг названия, дабы привлечь дополнительное внимание: Checkmate - это буквально "шах мат".
Кому этот шах и мат - непонятно. Американскому F-35, который производится серийно и имеет палубные модификации с вертикальным взлётом и посадкой? В "Ростехе" говорят, что прямыми конкурентами для Су-75 станут самолёты 4-го поколения Rafale и Gripen. Пятое российское поколение поставит мат западному четвёртому, когда наконец поднимется в воздух? Так что ли?
4. Сам вопрос экспорта - он тоже очень мутный. ОАК и Ростех заявляют, что якобы уже существует какой-то "якорный" заказчик, который заинтересован в покупке Checkmate. Одновременно с этим в пресс-релизах указывается, что основными рынками сбыта должны стать страны Азии и Африки, а общий объем производства запланирован в кол-ве порядка 300 единиц. Если опираться на текущие реалии, то Су-75, вероятно, может на условиях тендера предлагаться в ВВС Индии и продаваться без тендера в небольших количествах в Алжир, Лаос, Мьянму, Вьетнам. Может быть, Венесуэлу. Что-то никакого "якорного" заказчика, который готов сейчас вложиться в разработку и производство, тут не просматривается. Таким образом, экономика процесса видится традиционно российской: берём миллиарды из российского бюджета (деньги налогоплательщиков: наши с вами НДФЛ и НДС), осваиваем их и обещаем, что вложенные средства отобъём, потому что создадим очень конкурентный продукт. Когда придёт время отвечать, то, как говорится - сдохнет уже или ишак, или падишах. Напомним, что старт серийного производства намечен на далёкий от нас 2026 год. Скорее всего, в 2026 году на своих текущих должностях уже не будет ни Слюсаря в ОАК, ни Чемезова в Ростехе, ни Путина в Кремле... Хорошо бы ошибаться в пессимистических прогнозах, но они ведь не на пустом месте возникли. Су-57 встал на конвейер через 10 лет после того как его прямой американский аналог - F-22 "Раптор" - был уже снят с производства. Про танк "Армата", которым ещё пару лет назад так сильно гордились российские чиновники от ВПК, больше вообще публично не вспоминают и на парады его не возят. А уже если вспомнить про "российский айпад" от Роснано, то смех и слёзы.... Особенно, когда ещё вспомнишь, что этот проект Чубайса тоже состоялся за бюджетные деньги и в итоге никого не наказали за провал и позорное фиаско. Вообще.
5. Сроки разработки и суперкомпьютер. Ну это прямо фантастика какая-то: Checkmate был разработан, как утверждают в Ростехе, за срок чуть более 1 года. При проектировании использовался суперкомпьютер! Вот чем гордиться-то надо... Но нюанс в том, что разработанный быстро и мощно самолёт оказался прототипом, который не способен взлететь. А так с ним всё хорошо.
6. Выводы. Нужен ли российским ВКС лёгкий истребитель пятого поколения? Конечно. В своё время, отечественная военная авиация была лишена однодвигательных самолётов решением сверху. Сотни бортов с невыработанным ресурсом МиГ-23 и МиГ-27 были списаны, авиаполки расформированы, а самолёты распилены просто на цветмет. При этом кое-где в мире до сих пор экспортные советские МиГ-27 продолжают летать. Сейчас, при решении боевых и учебных задач, в ВКС России приходится применять тяжёлые двухдвигательные Су-27/30/35, где хватило бы как раз лёгкого тактического истребителя. Возможно, Су-75 как раз станет тем самым долгожданным самолётом. Очень желательно, чтобы своевременно, а не к моменту, когда в США в серию пойдут авиакомплексы 6-го поколения.
Опять будет нам тогда шах, а с нашей стороны в их адрес будет звучать мат.
Что сами думаете?