Найти в Дзене
Жизнь в движении

Забрался в ходовую рубку «Метеора» - теплохода на подводных крыльях. Умели же делать в СССР крутую технику, опередившую время

Сейчас уже трудно представить, но лет 30 назад эти грациозные скоростные теплоходы на подводных крыльях бороздили реки и озера не только СССР, но и многих стран мира - Голландии, Китая, Италии, Греции, Венгрии и многих других.

«Метеор» - был уникальным теплоходом для своего времени и сейчас расскажу почему.

Первый образец был выпущен в 1959 году, а серийное производство продолжалось с 1961 по 1991 год.

-2

За 30 лет было выпущено более 400 судов, а характеристики теплохода и впрямь впечатляли.

«Метеор» имеет два огромных двигателя мощностью 800-1100 л.с. каждый. Теплоход развивает максимальную скорость хода до 75 км/ч, эксплуатационную до 65 км/ч и имеет дальность хода в 600 км.

-3

Теплоход способен брать на борт от 80 до 120 человек в зависимости от компоновки. Почти как самолет для региональных линий. Хотя в СССР «Метеоры» и использовались для массовых региональных перевозок, особенно в Сибири.

-4

Предсерийный образец в 1960 году был показан Хрущеву и Туполеву и знаменитый авиаконструктор настолько впечатлился речной машиной, что попросил конструктора теплохода о пробном совместном управлении судном.

Выпускались и морские варианты «Метеор» - «Кометы» и «Колхиды», но их в сумме было выпущено около 120 экземпляров.

-5

Несмотря на то, что предсерийный образец был выпущен на заводе "Красный Сормов" в Горьком, серийно же «Метеоры» выпускались на Зеленодольском Судостроительном заводе в Татарстане.

Еще один интересный факт, связанный с теплоходом - первым серийным «Метеором» управлял легендарный лётчик, Герой Советского Союза Михаил Петрович Девятаев. Да, это тот самый летчик - герой ВОВ, который сбежал из немецкого плена, угнав фашистский Heinkel He 111.

-6

Сейчас «Метеор» уже редкий "зверь" на речных маршрутах в нашей стране, но еще их можно встретить. Да и речной флот страны был почти полностью уничтожен после распада СССР и сейчас появляются робкие попытки восстановления этой отрасли.

Мне повезло побывать внутри нескольких теплоходов и даже забраться в ходовую рубку, где капитан рассказал про как управляют этой махиной.

-7

Несколько любопытных фактов, о которых даже не мог подумать:

В «Метеоре» стоит руль от Волги ГАЗ-21 и это невероятно.

На панели управления «Метеором» используется настоящая "самолетная" компоновка приборов. Приборы и даже часы тут тоже авиационные.

-8

Двигатели теплохода управляются РУДами(как в самолете) и выход на глиссирование схож с выходом на взлетный режим.

И последнее - "дворники" здесь от тепловоза. Такая вот мощная смесь теплохода, самолета и тепловоза.

-9

Один из двух посещенных «Метеоров» оказался в оригинальном исполнении. Три салона с отделкой конца 1980-х годов и креслами от самолета Ту-134.

Да-да, в «Метеорах» использовались авиационные кресла.

-10

На борту теплохода есть туалет и даже небольшой камбуз - это такая маленькая столовая для экипажа судна, где готовят питание.

-11

Некоторые «Метеоры» сейчас попали в "руки" РЖД и компания провела их капитальный ремонт с переоборудованием салона. В обновленных «Метеорах» салон сейчас напоминает больше "Ласточку" или "Стрижа" с мониторами, мягкими и удобными креслами, современной отделкой.

Такие теплоходы можно встретить на экскурсионных маршрутах в Карелии на Ладожском озере сейчас.

-12

Экипаж теплохода состоит всего из трех человек, а весь корабль полностью управляется из ходовой рубки.

-13

Точно могу сказать, что глядя на это наследие СССР, у нас были крутые технологии и особенно в части водного транспорта. Еще полвека назад мы создавали технику, опередившую свое время и экспортировали на Запад не только ресурсы, но и такие изделия.