Найти в Дзене
Авто Энциклопедия

Наш родной, советский джип. Долгое рождение внедорожника УАЗ 469

Ульяновский автозавод стал преемником ГАЗа в производстве внедорожников для армии и сельской глубинки. Знаменитый, простой и надежный ГАЗ(УАЗ)-69 был незаменим на бездорожье. Но как бы не был хорош 69-ый, он постепенно устаревал и морально, и технически.

ГАЗ-69
ГАЗ-69

Работы по созданию принципиально новой модели начались на Ульяновском автозаводе почти сразу после того, как производство ГАЗ-69 было полностью перенесено в Ульяновск. Началом истории УАЗ 469 можно считать конец 1956-го года, когда на Ульяновский завод пришел заказ от министерства обороны.

Ульяновский автомобильный завод
Ульяновский автомобильный завод

Военным нужен был автомобиль-амфибия. Предприятие в то время было полностью загружено производством не менее знаменитой «буханки» УАЗ-450А и «козлика» 69 модели. Но, оборонный заказ — дело святое, работа по проектированию новой машины пошла полным ходом. Техзадание, время от времени, менялось и дополнялось. В итоге, военные от требований плавучести отказались в пользу сухопутного джипа. Проектируемый внедорожник должен был оснащаться независимой подвеской и иметь клиренс подходящий под танковую колею – не менее 400 мм. Требования к грузоподъемности были такими: до7-ми человек пассажиров или 800 кг груза.

Прототип УАЗ-471
Прототип УАЗ-471

К 1960-му году на заводе собрали два прототипа используя существующие наработки в том числе от первого варианта амфибии. Военными был выбран вариант с колесными редукторами, плавностью хода пришлось пожертвовать в пользу сохранения высокого клиренса, теперь уже в 300 мм.

Первый экспериментальный образец новой машины получившей название УАЗ-469 был собран в 1961 году. Машину оснастили верхнеклапанным 75-сильным мотором, таким же как на «Волге» ГАЗ-21 и 4-ступенчатой коробкой передач. Именно в тот год сложился привычный всем дизайн «УАЗика».

УАЗ-460
УАЗ-460

Год 1961 стал дебютным для советского внедорожника нового поколения, машина под заводским индексом УАЗ-460 в бело-желтой яркой окраске была показана на ВДНХ. Тогда же, провели сравнительные испытания с участием иностранных автомобилей того же класса. Новый армейский джип показал непревзойденные результаты по проходимости и выносливости. Но, до серийного выпуска оставалось еще долгих 11 лет. Путь новой модели на конвейер сильно осложняла нехватка двигателей. Несколько лет ушло на уточнение пропорций кузова и согласование форм радиаторной решетки и других элементов дизайна.

УАЗ-469 Б
УАЗ-469 Б

Бездорожье было проблемой не только для военных, сельской глубинке тоже были нужны проходимые машины. В эти годы была создана безредукторная версия УАЗ-469 Б с клиренсом в 220 мм. С конвейера Ульяновского завода первой в декабре 1972-го сошла именно она. Базовую модель для военных начали производить на полгода позже.

-7

УАЗ-469 стал незаменимым помощником не только для военных и колхозников, машина без устали трудилась и продолжает трудиться там, где бездорожье является главной проблемой. Советский внедорожник неоднократно модернизировался, менялись моторы, светотехника, становилась более комфортной кабина, но в новых моделях мы продолжали узнавать черты того самого первого «УАЗика».