Ан-12 — советский военно-транспортный самолёт, созданный в ОКБ О.К. Антонова одновременно с пассажирским самолётом Ан-10. Первый полёт прототип Ан-12 совершил 16 декабря 1957 года. В 1959 году Ан-12 стали поступать в войска. Всего до 1973 года в СССР было построено 1248 Ан-12 различных модификаций. В Китае с 1981 года и по настоящее время продолжается производство лицензионной версии, Shaanxi Y-8. Ан-12 продолжают находиться на вооружении ВВС России, а также многих других стран и авиакомпаний.
Представленный в Центральном музее ВВС в Монино самолёт Ан-12 (зав.н. 8900203) выпущен в марте 1958 года на иркутском заводе № 39. Это самолёт самой первой серийной версии, и самый старый из сохранившихся Ан-12 в мире.
В марте 1958 года самолёт передан на лётно-испытательную станцию (ЛИС). Впервые в небо 29 марта его поднял лётчик-испытатель Виталий Васильевич Елифёров. 15 апреля начались приёмо-сдаточные полёты, которые выполнял представитель ВВС лётчик Ширанин. Испытательные полёты продолжались до 13 сентября 1958 года, общий налёт составил 32 часа 44 минуты.
В сентябре 1958 года Ан-12 принят на службу в ВВС СССР, где получил бортовой номер «04 синий». В грузовом отсеке самолёта было смонтировано десантное оборудование.
Списан в феврале 1964 года, успев совершить 562 полёта общей продолжительностью 818 часов. Предположительно, самолёт окончил свою службу в ПВО Закавказского военного округа. Фамилии командиров экипажей самолёта: Мурашов, Обадин, Гаврищук, Карликов. Последний «строевой» полёт на самолёте лётчик Мурашов совершил 4 января 1964 года.
10 января 1964 года Ан-12 перелетел в Монино, чтобы стать учебным пособием Монинской учебной аэродромной базы (МУАБ) ВВИА им. Н.Е. Жуковского.
В 1970 году самолёт попал в кадры документального фильма «50 крылатых лет».
17 июля 1973 года самолёт передан в музей ВВС. Здесь он был установлен позади Ту-114 и М-50.
В музее самолёту на коки винтов нанесли жёлтую краску.
Примерно в 1977 году в качестве примера полезной нагрузки рядом с самолётом была установлена гаубица Д-30 на парашютной платформе П-7.
В 1989 году, после расширения территории открытой площадки, Ан-12 был перемещён на новую территорию, где занял своё нынешнее место в секторе пассажирской и транспортной авиации. Коки винтов к тому времени перекрасили в синий. И зачем-то покрасили жёлтым коки Ан-10, который виден позади.
Там самолёт проводил годы в забвении, постепенно теряя лакокрасочное покрытие и медленно разрушаясь от времени и рук вандалов. Чтобы попадать внутрь, вандалы разбили несколько иллюминаторов.
Гаубица в 1991 году была перемещена вслед за Ан-12.
Летом 2004 года самолёт был покрашен к празднику «Легенды авиации в Монино». При этом цвет номера был заменён на красный.
К сожалению, положенная на голый металл краска оказалась недолговечной, и через несколько лет в верхней части фюзеляжа снова проступила блестящая обшивка.
29 января 2011 года с самолётом случилось происшествие: он сел на хвост из-за завалившего его снега. Волонтёрам пришлось очистить самолёт, отбить лёд и плавно опустить самолёт на переднюю стойку.
В кабине Ан-12 установлен штатный ручной насос НР-01. Этим же насосом можно заправить гидросистему АМГ-10. Летом 2014 года бригадой волонтёра Олега Гаврюшенко была отремонтирована и частично оживлена работа бортовой гидросистемы: получилось открыть и закрыть грузовую рампу, створки передней и основных стоек шасси.
Грузовая кабина была оборудована в десантном варианте. Есть несколько стоек для подвеса медицинских носилок. По бортам и по среднему ряду у каждого места оборудована кислородная точка для подключения индивидуальной маски.
Кресла лётчиков защищены бронеспинками. Кабина пострадала от времени и вандалов, но сохранилась в достаточно комплектном состоянии.
Источники и дополнительная информация: