Найти тему
Советская авиация

Ан-10: Последний представитель своего вида

Оглавление

Ан-10 — советский среднемагистральный пассажирский самолёт, созданный в ОКБ О.К. Антонова. Первый полёт опытный Ан‑10 «Україна» совершил 7 марта 1957 года.

Первый прототип Ан-10 «Україна». Фото: авиару.рф
Первый прототип Ан-10 «Україна». Фото: авиару.рф

Пассажирская эксплуатация «большой Анны» началась 22 июля 1959 года. С появлением на трассах Ан-10 и Ил-18 цена авиабилета в СССР сравнялась со стоимостью проезда в купейном вагоне фирменного поезда на такое же расстояние. Карьера Ан-10 закончилась после катастрофы самолёта Ан-10А СССР-11215. 18 мая 1972 года его центроплан разрушился прямо в полёте, причиной чему были усталостные трещины и большая перегрузка, вызванная сочетанием атмосферной болтанки и управляемого манёвра. Сказалась эксплуатация с грунтовых аэродромов, ведь неприхотливый Ан-10 мог сесть на любое более-менее подходящее поле. Уже 21 мая 1972 года полёты Ан-10 с пассажирами были полностью прекращены.

Ан-10А СССР-11215 а полёте. Фото: aviahistory.ucoz.ru
Ан-10А СССР-11215 а полёте. Фото: aviahistory.ucoz.ru

Всего было выпущено 108 самолётов Ан-10. Многие из них после списания устанавливали в городских парках и на учебных площадках авиационных вузов. Однако, целиком сохранился только один экземпляр, поскольку был передан в музей ВВС в Монино.

-3

Самолёт Ан-10А (зав.н. 0402406) построен в декабре 1960 года на авиационном заводе № 64 в Воронеже (Ан-10А — модификация с удлинённым салоном и с двигателями АИ-20А, а затем АИ-20К - прим.авт.) 18 января 1961 года самолёт был принят 75-м отдельным авиационным отрядом Сыктывкарской объединённой авиагруппы ГВФ. 30 января того же года он получил бортовой номер СССР-11213.

1963-1965 годы. Фото: aviahistory.ucoz.ru
1963-1965 годы. Фото: aviahistory.ucoz.ru

Первоначально для улучшения путевой устойчивости стабилизаторы самолёта были оснащены вертикальными шайбами, затем из-за возникавшей на высоких скоростях тряски их демонтировали и заменили двумя подфюзеляжными гребнями.

1961-1963 годы. Фото: aviahistory.ucoz.ru
1961-1963 годы. Фото: aviahistory.ucoz.ru

Изначально самолёт имел салон на 100 пассажирских мест, позже число кресел увеличили до 112.

Посадка пассажиров в Сыктывкаре. 1966-1972 годы. Фото: aviahistory.ucoz.ru
Посадка пассажиров в Сыктывкаре. 1966-1972 годы. Фото: aviahistory.ucoz.ru

Весной 1965 года самолёт проходил капремонт в Ростове-на-Дону.

СССР-11213 в Сыктывкаре. 1963-1965 годы. Фото: музей авиации Коми
СССР-11213 в Сыктывкаре. 1963-1965 годы. Фото: музей авиации Коми

15 февраля 1966 года Сыктывкарская ОАГ переименована в Коми УГА. На киле самолёта было нанесёно изображение скачущего оленя и надпись «КОМИ УПРАВЛЕНИЕ».

Списан 27 августа 1973 года по неудовлетворительному техническому состоянию. С начала эксплуатации СССР-11213 налетал 16 360 часов 55 минут, в том числе 2271 час 35 минут после последнего ремонта.

Экипаж СССР-11213 в Сыктывкаре. 1963-1965 годы. Фото: музей авиации Комииации Коми
Экипаж СССР-11213 в Сыктывкаре. 1963-1965 годы. Фото: музей авиации Комииации Коми

14 января 1976 года Ан-10А совершил последний полёт в монинский музей ВВС. Вот его первые фото в музее. Под шасси видно свежеуложенные плиты, даже не успевшие зарасти травой.

Самолёт установили напротив ангара № 7, между хвостами Ту-114 и Ту-95ЛЛ.

1977-1981 годы. Фото: Николай Якубович
1977-1981 годы. Фото: Николай Якубович

После расширения территории открытой площадки в 1989 году Ан-10А занял своё нынешнее место в секторе пассажирской и транспортной авиации. Здесь ему зачем-то покрасили жёлтой краской коки винтов, хотя в гражданской авиации так никогда не делали. Тогда же соседнему Ан-12 коки винтов из жёлтых перекрасили в синий.

20 мая 1991 года. Фото: Paul Seymour
20 мая 1991 года. Фото: Paul Seymour

Дальше Ан-10 никто не занимался, в него не водили посетителей. По видимому, даже не проветривали. Самолёт постепенно выцветал и ветшал снаружи и изнутри.

Волонтёры начали заниматься Ан-10 в начале 2014 года (бригада Олега Гаврюшенко).

Самолёт страдает от коррозии. Это особенно заметно по концам лопастей винтов двигателей. В 2014 году волонтёры зачистили эти места от «халвы» из окисла алюминия. Спустя два года Нижегородский завод «Гидроагрегат» передал в музей восемь лопастей воздушных винтов АВ-68И, но их замена на старом двигателе АИ-20 ‒ сложнейшая техническая задача, поэтому пока они ждут своего часа.

2013 год. Фото: Игорь Колоколов
2013 год. Фото: Игорь Колоколов

По всей видимости, после 1991 года самолёт вообще ни разу не мыли, поэтому к началу второго десятилетия XXI века он сильно загрязнился, особенно хвостовая часть фюзеляжа. На обшивке буквально росли мох и лишайник.

2013 год. Фото: Игорь Колоколов
2013 год. Фото: Игорь Колоколов

30 июня и 13 августа 2016 года волонтёры Олег Гаврюшенко и Эдвин Аванесян организовали помывку самолёта.

Результат превзошёл все ожидания. Его как нельзя лучше характеризует вот это фото:

Август 2016 года. Фото: Олег Гаврюшенко
Август 2016 года. Фото: Олег Гаврюшенко

После помывки самолёт стал выглядеть гораздо более опрятно.

На киле ещё различимо почти выцветшее изображение оленя.

Ещё в середине 1990-х годов самолёт «соскочил» носовой стойкой шасси с бетонной плиты и увяз в грунте.

28 мая 2002 года. Фото: Евгений Пашнин
28 мая 2002 года. Фото: Евгений Пашнин

В августе 2019 года носовую часть подняли краном и немного развернули самолёт, вернув носовую стойку на плиту.

Так как Ан-10 стоит на самом краю территории, в 1990-е годы он пострадал от рук вандалов. До 2005 года забор музея представлял собой всего лишь бетонные столбы с рядами колючей проволоки.

Август 2004 года. Фото: avia-n-aero.ru
Август 2004 года. Фото: avia-n-aero.ru

Мародёры, чтобы попасть внутрь, выбили три иллюминатора по левому борту (в настоящее время иллюминаторы восстановлены волонтёрами - прим.авт.) Также расколото стекло-триплекс носовой кабины штурмана.

Кабина и салон самолёта сильно пострадали как от времени, так и от рук вандалов.

Будем надеяться, что последний полностью сохранившийся Ан-10 через некоторое время будет восстановлен и предстанет в первозданном виде.

Напоследок ‒ два уникальных фото кабины Ан-10, сделанных в тёмное время при ультрафиолетовой подсветке.

Источники и дополнительная информация:

  1. Монинский Ан-10 на фотографиях Игоря Колоколова: 2014 (снаружи, внутри), 2018

Теперь вы знаете немного больше, чем раньше!

Подписывайтесь на канал, ставьте лайк!