Найти в Дзене
Yoga Coffee

Хатха-йога и процесс познания

Оглавление

Рассмотрим процесс познания и передачи знаний в традиции хатха-йоги.

"Новая вирасана" и ее "эффекты"
"Новая вирасана" и ее "эффекты"

Вот так увидишь картинку у себя в ленте, а потом две недели пытаешься понять, что это значит, и как мы до этого дошли.

Вопрос 1. Что дает автору основания утверждать, что это положение тела имеет какой-то положительный медицинский эффект?

Вопрос 2. Почему этот предполагаемый эффект описан в таких необычных терминах?

Я не говорю о конкретных личностях, а только о проявлении йоги как явления культуры на примере этого поста.

Для начала вернемся к истокам традиции. Текст 15-го века Haṭhapradīpikā (Хатхапрадипика) – один из первых текстов хатха-йоги, содержащий описание нескольких поз (в том числе несидячих), которые представляют ценность сами по себе. Что-то похожее публиковалось в 13-м веке (см. Vāsiṣṭha Saṁhitā). Но до того асаны имели исключительно вспомогательную функцию как положения для медитации и пранаямы. Например, читаем в Хатхапрадипике о матсиендрасане (27):

  1. разжигает огонь пищеварения,
  2. уничтожает целый сонм ужаснейших заболеваний,
  3. пробуждает кундалини,
  4. придает устойчивость луне мужа [сперме].
Даянанда Сарасвати вскрыл труп, чтобы убедиться в существовании чакр
Даянанда Сарасвати вскрыл труп, чтобы убедиться в существовании чакр

В той же Хатхапрадипике впервые упоминаются наши любимые чакры. Есть такая история (недостоверная). Научный поиск чакр начался в 1855 году, когда Даянанда Сарасвати—будущий реформатор индуизма, а в те времена странствующий аскет—достал из реки труп и вскрыл его, чтобы убедиться в существовании чакр. Не обнаружив в трупе чакр, Даянанда выкинул в реку и вскрытый труп, и свой экземпляр Хатхапрадипики. Но мы, кажется, отвлеклись от темы.

Именно из традиции хатха-йоги современные йоги наследуют веру в полезные медицинские эффекты асан. Как вы думаете, каким образом автор Хатхапрадипики пришел к своим заключениям о пользе матсиендрасаны? Представляя себе древнюю Индию, мы вынуждены делать это каждый внутри своего сознания. Наше сознание сформировалось в конце 20-го – начале 21-го веков. Как бы мы ни воспевали мудрость древних, наше сознание сформировано современной реальностью. В этой реальности мы знаем о хатха-йоге два незыблемых факта:

  1. традициям хатха-йоги примерно 1000 лет,
  2. трактаты о хатха-йоге содержат интересные утверждения о физиологии.

1000-летняя традиция

Йогические массы
Йогические массы

Признаюсь, в начале пути в йоге, когда я слышал “древняя традиция” и “матсиендрасана разжигает огонь пищеварения”, я представлял себе что-то вроде древнего индийского стадиона, забитого древними йогами. Йоги были разделены на три группы: опытная группа выполняла матсиендрасану, контрольная группа выполняла какую-нибудь бесполезную фигасану, а йоги третьей группы измеряли огонь пищеварения, записывали показания и оценивали их статистическую значимость год за годом, век за веком.

Звучит как бред. Но я не намекаю, что матсиендрасана не воздействует на пищеварение, как, например, считает Дженни Роулингс. Самые разные факторы воздействуют на пищеварение. Вспомним совет профессора Преображенского не читать советских газет до обеда. Я хочу только сказать, что ресурсы мозга ограничены, и познание – это реальный познаваемый процесс. Взглянем на него внимательнее.

Профессор Проеображенский и его советы о пищеварении
Профессор Проеображенский и его советы о пищеварении

Когда я услышал о матсиендрасане и пищеварении, йога была для меня огромной непознанной территорией.

  • Мое тело наверняка находилось в крайне непривычном и мучительном положении (в матсиендрасане?),
  • я был в непривычной обстановке йога-шалы,
  • слова исходили от лица, наделенного воспринимаемым авторитетом,

и мой мозг выделил только считанные проценты внимания обработке этого утверждения. Так родилась описанная выше нелепая картина.

Кстати. Согласно светилу нейробиологии Антонио Дамасио мыслительный процесс – это всегда изображения или карты (они же “модели” Майкла Грациано). Я боялся за свою сохранность, и мне нужны были гарантии, что я делаю что-то полезное. В стрессовой ситуации мой мозг создал низко детализированную условную картину, которая давала мне гарантии. Я знал, что в картине много пробелов, но она отвечала главному требованию – рационализировала мой выбор заняться йогой. Я решил, что со временем закрою пробелы.

Думаю, что за годы, прошедшие с тех пор, я закрыл некоторые пробелы. Я достаточно хорошо понимаю, как работает современная йога, и отчетливо понимаю, что некоторые принципы устройства человеческого общества и сознания меняются настолько медленно, что в интервале 1000 лет их можно считать неизменными. Я также усвоил, что истории и сюжеты повторяются.

Что мы знаем об устройстве современной йоги такого, что уверенно можно считать неизменным?

  1. Специфическая практика (тело принимает непривычные и мучительные положения).
  2. Специфическая атмосфера йога-шалы, где все боятся лишний раз раскрыть рот и потерять расположение учителя и положение в сообществе.
  3. Специфические отношения, основанные на строгой иерархии: учитель вещает, ученики мотают на ус.

Итак, 1000-летняя история хатха-йоги в субъективном преломлении сворачивается в неизменный культурный феномен. В основе этого феномена лежит некий опыт или переживание, которые можно описать. Перечисленные свойства этого опыта оказывают определенный эффект на когнитивные функции: информация воспринимается некритически, но имеет значимую роль в субъективной картине мира, поскольку связана с личной безопасностью.

Интересные утверждения о физиологии

Рассмотрим второй факт, “интересные медицинские утверждения”. Вернемся к четырем полезным свойствам матсиендрасаны и обратим внимание, что, если вдуматься, вообще непонятно, о чем они говорят. Что такое “огонь пищеварения” в терминах физиологии? Какие конкретно заболевания относятся к “ужаснейшим”? Как зарегистрировать пробуждение кундалини? Что такое “устойчивость спермы”?

По-моему, тут все понятно. Поскольку ни один из этих терминов не имел и не имеет определения в терминах объективно измеряемых величин (температура, давление, pH среды, антитела к конкретным вирусам, подвижность сперматазоидов и др.), это просто болтовня. У меня был диспут с Ольгой Ильинской, где мне объяснили, что “это язык, интуитивно понятный всем, а по-другому это выразить нельзя, потому что йога бездонна, и я пока что не в состоянии его понять со своего уровня ниже плинтуса”. Позвольте добавить, что это также язык такой степени мутности, что любая объективная проверка предложенных утверждений невозможна.

Но вот на что необходимо обратить внимание: мы познаем язык хатха-йоги в тех же условиях, в каких мы познаем обещания йоги, а именно находясь в состоянии дискомфорта внутри авторитарного иерархического сообщества. Так же как и перечисленные три внешних обстоятельства, язык оказывает определенный эффект на восприятие полученной информации. Таким образом язык хатха-йоги становится четвертым пунктом в приведенном списке:

  1. Физические опасность и дискомфорт
  2. Авторитаризм
  3. Иерархия
  4. Мутный язык, исключающий возможность точных ответов

Итак, изучая традицию хатха-йоги связывать асаны с физиологическими эффектами, мы пришли к следующему выводу.

1000-летняя традиция хатха-йоги сводится к тому, что инструкторы делают непроверяемые утверждения о медицине и физиологии в обстановке, которая не позволяет аудитории рационально проанализировать эти утверждения.

Вирасана

Вирасана в трактате Бахр аль-хаят
Вирасана в трактате Бахр аль-хаят

Взглянем коротенько на историю позы, о которой идет речь – вирасана. Во-первых, сама идея сидеть в таком положении естественна и непримечательна. Я сидел так в детстве. Мой сын сидел так же. Многие дети моих друзей принимают это положение для игры. Поэтому сложно оказалось найти древний трактат с упоминанием вирасаны. Самое раннее, что я нашел – трактат шестнадцатого века Бахр аль-хаят, который описывает практику йоги с точки зрения индийского суфия.

Что думает о вирасане средневековый индийский суфий? Эта поза связана с раздумьями (dhikr) о духовном Лидере (hans):

Выдыхая, [йог] произносит hans, где hans обозначает ‘духовный Лидер’. Вдыхая, [йог] произносит ham, где ham обозначает ‘Бог Богов’. Когда духовный лидер принимает форму Бога Богов, единое проявление сияет всеми оттенками прекрасного.
Маргерет Аньиль в супта вирасане
Маргерет Аньиль в супта вирасане

Несомненно, супта вирасана намного интереснее и сложнее. Как утверждает Марк Синглтон, супта вирасана пришла в йогу из примитивной гимнастики Нильса Буха. Это фото бродвейской актрисы и танцовщицы, а впоследствии гуру в области здоровья и красоты Маргерет Аньиль сделано в 1928 году, следовательно, она узнала эту позу не от индийских йогов, а от европейских гимнастов. Аньиль пишет про супта вирасану, что это "хорошее упражнение для мышц спины и живота".

Заключение

Вернемся теперь к исходному посту и исходным вопросам. Что дает автору основания утверждать, что это положение тела имеет какой-то положительный медицинский эффект? Как мы выяснили, основанием выступает сама традиция хатха-йоги:

Инструкторы делают непроверяемые утверждения о медицине и физиологии (добавим – или о духовных явлениях) в особой обстановке и особым языком, которые не позволяют аудитории объективно проанализировать эти утверждения.
"Новая вирасана" и ее "эффекты"
"Новая вирасана" и ее "эффекты"

Таки образом, мы ответили на поставленные вопросы: экстремальные положения тела и странный язык одновременно являются и следствиями, и основаниями культуры хатха-йоги. В качестве задела на будущее предположу, что именно эта модель самоусиления и самооправдания создает в сознании видимость бездонности хатха-йоги: у кольца нет ни начала, ни конца.

Выводы:

  • Не ведитесь на авторитеты.
  • Не ведитесь на красивые и мутные слова.
  • Требуйте экспериментальное подтверждение заявлений о медицинских эффектах практик хатха-йоги.
  • Наблюдайте за своим процессом познания изнутри. Находите мутные места в ваших моделях реальности и исследуйте соответствующие вопросы. Находите конкретные, проверяемые ответы.
Хатха-йога – традиция самооправдания?
Хатха-йога – традиция самооправдания?