Купить новый автомобиль сейчас в России немногим проще, чем во времена СССР. Как и во времена порицания барыг и спекулянтов, нынешние автодилеры продают автомобили популярных и недешевых моделей лишь с огромной доплатой, а всем остальным предлагается пройти на...постоять в бесконечно длинной очереди. Мой приятель Роман столкнулся с этим лично, ниже его рассказ. А вот тут продолжение истории.
Читайте также: Как разводят в автосалоне: доплата 295 тысяч рублей за обработку нового авто от Covid-19
Роман, автолюбитель из Москвы:
История такая. Запали на Hyundai Palisade, были на тест-драйве, все устроило, все покатались, выбрали комплектацию, открыли сайт Хендай. Для начала по твоему совету решили купить машину через онлайн-шоурум. Зарегистрировался на сайте, на сайте, в разделе авто нет ни одного в наличии. Подписался на Palisade, за несколько дней пришло одно уведомление, моментально перешел по ссылке, авто нет в наличии. Сидел, обновлял страницу, пока меня не забанили как "робота".
Звоним ближайшему дилеру - “Автомир”. По телефону назвали цену в 4 700 000 рублей, комплектация Cosmos. По факту оказывается, что автомобиль стоит 5 050 000 а получить объявленную цену можно только купив в кредит желательно на пять лет, плюс надо заплатить за страховку жизни на протяжении этих лет, автопомощь на дороге и прочие услуги более 600 тысяч рублей. Разворачиваемся, выходим....
По дальнейшему обзвону почти всех дилеров стало понятно, что купить автомобиль за наличные просто невозможно. Менеджеры даже позволяли себе банально смеяться, когда слышали мой вопрос. "Ха-ха, хи-хи, все хотят купить за налик, но никто не может. А ты давай старую машину в трейд-ин к нам, а на новую возьми кредит. Только так.” Но вопрос трейд-ина тоже отпал быстро. Старую машину — Toyota Land Cruiser Prado, 7 мест, в топовой для бензинового мотора 2.7 комплектации, 2017 год, пробег 22 тысячи, в трейд-ине оценили в 2.29. В итоге продали сами за 3.3 миллиона, оторвали, что называется с руками.
Некоторые дилеры соглашались продать авто за наличные, но по приезду отказывались от своих слов, называя совсем другие суммы: "Вон, смотрите, сколько людей оформляет кредит, как это выгодно, низкий процент, зачем вам деньги тратить. Кредит оформляйте, все оформляют, вся Россия оформляет. У нас в день по 500 клиентов кредит оформляют!"
Я продолжил обзвон дилеров: "В наличии?" "Да". "Отдадите по прайсу за наличные?" В ответ смех: "Нет, нет, конечно, просто так вам никто авто не продаст. В кэш цена плюс 1,1 млн. или 1,2 млн." Я говорю: "Ок. Можем как-то обсудить цену в кэш? Или двигайтесь, или что". Они говорят: "Ну да, можем. Если кредит прямо вообще не хотите, можем ГАП-страхование или допы какие-то прописать, еще что-то". Я говорю: "Ок". Лучшее предложение на покупку за наличные было получено от дилера во Внуково. Цена прайса плюс доплата 700 000 рублей. За что? Сигналка Pandora (красная цена 35 тысяч) и антикор днища (12-20 тысяч). И, конечно же, обязательство купить у них КАСКО с GAP. GAP - это дополнительное страхование амортизации машины. То есть, если у тебя в первый год или второй год этого страхования случается тотал или машину угоняют, то тебе возмещают стоимость якобы без потери амортизации, но это на словах, как реально работает я не в курсе. Стоит ли говорить, что стоит такая страховка дороже обычной. Когда я начал соглашаться на предложение, дилер сказал, что этой машины больше нет в наличии, будут в июле и еще дороже, большой спрос типа.
В общем, стало ясно, что купить автомобиль по РРЦ можно только в кредит, согласившись со всеми пунктами в кредитном договоре. Ок! Обзваниваем дальше, уточняя уже про кредит и его условия. Все дилеры предлагают при этом только какие-то малоизвестные или неизвестные банки - Банк “Восточно-какой то”, Банк “Сибирско-какой-то”, Банк “Русская жара” и т.д. В итоге попали в “Рольф”. По телефону цена 4,170 - как на сайте. "Машина в наличии?" "Да, в наличии". Приезжаем в “Рольф Химки”, все круто, выгоняют тачку, и по-чесноку говорят: она в антикоре и в ней сигналка, поэтому цена 4490, но только в кредит. Я говорю: "Чуваки, ок, я вас понимаю прекрасно, вам нужно получить процент, мне нужно купить машину. Я готов оформить в кредит, как бы это сделать с минимальными потерями?" Они говорят: "Да, ок, давай выберем с тобой банк, и ты подашь туда заявку".
Кредитная история у меня хорошая. Подаем через “Рольф” заявку в “Юникредит”, именно его я назвал из всего списка, вроде Австрийский, вроде надежный. Вношу предоплату. Машину якобы под меня бронируют. Короче, все круто, и начинается полный расчет. Опять КАСКО плюс 170, страховка жизни в договоре плюс 500 (видимо на весь срок кредита), какая-то помощь на дороге еще сколько-то денег в год. И еще, и еще, и еще.... Но машину-то хочется купить, вот она, рядом стоит, в наличии, в топовой комплектации!
Сто раз переспросил про санкции или штрафы при досрочном погашении – оперируют каким-то законом федеральным о защите покупателя от этих санкций. На самом деле полная фигня, закона такого нет, нужно читать договор, в договоре все это написано. Чувак из кредитного отдела говорит, что кредит предварительно одобрен, теперь только ждать,, и мы на радостях уезжаем и ждем.
На следующий день уже утром начинаются звонки. Но не из автосалона! С 8 утра начинают звонить абсолютно непонятные чуваки, какие-то агентства по подбору кредитов, кто-то предлагает услуги по страхованию жизни, какие-то банки “Западный”, “Восточный”, прочие, о которых я никогда не слышал, но вероятно кто-то их знает (не отрицаю). Говорят, что мне предварительно одобрен кредит, хотя я не размещал никаких заявок конкретно в этих банках! Параллельно с этим в мой кабинет на Госуслугах сыпятся запросы о состоянии расчетных счетов. Предлагают различные ставки. Естественно, заявленные 9% никто тебе не дает, все предлагают от 16,5% и выше. Страховка жизни обязательна, и с пролонгацией на следующий год.
То есть ты, даже если досрочно за год погасишь кредит, никто тебе 50% стоимости страховки по закону не вернет. А если и вернет, то часть надо отдать дилеру в кассу (это со слов более сговорчивого менеджера салона). Вообще тебе никто ничего не вернет, как заявлено. И штрафы и санкции будут за досрочное погашение. Изначально мне говорили: я могу внести больше 50% (например авто стоит 4,4, могу внести 3,5 млн). Но все банки говорят: "Нет, желательно чтобы старт кредита был минимальным, например до миллиона рублей". На следующий или через два, три дня я могу внести еще часть, но дальше лучше не борщить, так как банк может понять ваше желание закрыть досрочно, а это чревато последствиями, и со стороны банка, и со стороны салона. И еще одна фишка, о которой мне честно сказал менеджер “Мейджора”: любой банк вправе внести тебя в черный список при досрочном погашении. То есть, если ты в течение месяца после покупки авто закрыл кредит, есть вероятность залета в черный список. Далее банки такого клиента будут обходить стороной.
В итоге, машина в “Рольф Химки” выходит со всеми пирогами больше 5,5 миллионов (напоминаю, изначальная цена “по прайсу” - 4 170 000). В сумму включены проценты банка, страховка жизни, помощь на дороге, КАСКО и тд.
Предлагаемая салоном страховка КАСКО - мягко говоря, не самая дешевая. Я говорю: "Почему я не могу к своему страховому агенту обратиться, который мне сделает гораздо дешевле? Почему я должен 200 отдавать, а не 100 или 120? Почему моя скидка не учитывается в страховой?". А она не учитывается, она там не действует, хотя по закону должны учитывать! Еще желательно чтобы был вписан один человек.
Спрашиваю "Почему я не могу кредит, например, в своем банке взять?" Они говорят: "Сбер не дает автокредиты, только через их “дочку”. Хотя я тут же позвонил своему менеджеру в “Сбер”, я там премиум клиент, и мне говорят: "Мы тебе легко дадим". Но в салонах это не катит - только банки из их списка, со сроком кредита желательно на 5 лет, только их агенты, только их страховки, только их услуги. По факту тебе накидывают даже не лям, а почти два. от покупки, я потребовал вернуть предоплату, ее вернули на следующий день (вносил 20 тысяч).
Далее позвонил в “Автоспеццентр Hyundai Внуково”. Слава богу, ехать туда не пришлось - уже понимая, что меня ждет, я поговорил с менеджером по телефону, обсудили конечную стоимость, условия покупки и тд, все точь в точь как у Рольфа. Работают под копирку...
И именно это, откровенное вранье дилеров, напрягает даже больше, чем гигантские переплаты. Дилеры при разговоре оперируют списком таких нормальных банков: ВТБ, “Юникредит”, банки, которым реально можно довериться, ставки которых реально не превышают 10-12 процентов. А по факту ни один этот банк тебе не одобрит кредит, так как туда они заявки не подают, лично мое предположение! Тебе одобряют только откровенно “помоечные” банки, которых нет ни в сотне, ни в двух сотнях рейтинга. Возможно, это реальные помойки, аффилированные при этих компаниях? Может, это их банки собственные? Вишенка на торте - когда тебе присылают условия предварительно одобренных кредитов в этих банках. Когда ты начинаешь читать, ты просто офигеваешь от того, что никакого закона нет, который тебя защищает от того, что тебя дрюкнут за то, что ты досрочно закрыл и так далее. У менеджера все круто - ты главное, оформи. Они откровенно не скрывают, что они получают со всего процент.
Я это прекрасно понимаю, и я им говорю: "Ребят, давайте откроем карты, вы свой процент получаете, я получу кредит в нормальном банке, который я могу быстро закрыть". В ответ только улыбки. Ты получишь кредит и будешь платить по полной программе. А закроешь его досрочно – получишь штрафные санкции.
И при этом люди все равно сметают машины, покупая их на таких условиях! Для меня это большая загадка. Видимо, люди просто не читают условия навязываемых им договоров. Они в эйфории, хотят тачку быстрее получить, сесть и уехать. Простой пример: сидит пара пенсионеров, и оформляют Palisade в начальной комплектации, который должен стоить по брошюре 3580, им его оформляют за 4,3 миллиона. И они сидят, кивают, как бараны, когда менеджер оформляет им кредит в неизвестном банке. Им при мне поступает звонок из банка и говорят: "Можете дать телефон какого-нибудь человека, который за вас может поручиться, или будет доверенным лицом?" Они спрашивают у молодого человека, который кредиты оформляет, он, не моргнув, говорит: "Дайте мой телефон, сейчас я вам продиктую". В этот момент понимаешь уровень маразма, уровень всего этого автобизнеса. Когда кредитный контролер сам дает свой номер в качестве поручителя для незнакомых людей, это выглядит, как цыганщина на каком-то Черкизовском рынке в девяностых. Ощущение, что тебя просто разводят. А покупатели, как зомби, сидят, кивают, все подписывают...
Вся эта ситуация для меня очень странная. Я сам торгаш, я торгаш со стажем, и я в торговле 20 лет, но я никогда так не делал. Даже когда ты владеешь дефицитным товаром, должен быть предел жадности. Окей, действительно бахнул спрос, действительно твоя отрасль пострадала годом ранее, ну наценка + 10-15%, и не более того. Но когда тебе накидывают 30-40% - это уже за пределом. Есть же какие-то принципы и правила торговли.
Я понимаю бы, если этим занимались какие-то не очень большие дилеры. Но этим конкретно занимаются все автодилеры из первой десятки. Цена увеличивается от прайса на миллионы, это очень похоже на какое-то одурманивание людей, и картельный сговор. В прайс листах, у блогеров в обзорах, в брошюрах, которые тебе дают при входе в автосалон, приводятся розничные цены, которых вообще не существует!
Попытка взывать к совести дилеров, разумеется, бесполезна. По словам продавцов "Таковы реальности рынка. Все компании понесли убытки в пандемию", - и Хендай в России, якобы, развязал им руки, и они вольны делать, что хотят, и это их условия, к сожалению, пока вот так.
Но не стоит воспринимать мое письмо как камень персонально в огород Hyundai. Поскольку картина по рынку других брендов примерно такая же, мы смотрели и KIA, и некоторые другие бренды, это очень похоже на сговор конкретно на нашем рынке. Я бы не делал акцент на конкретном дилере, были везде, работают как под копирку. Куда смотрит антимонопольная служба, тоже непонятно....
P.S. После общения с дилерами, мой телефон видимо попал в какие-то “левые” базы. Теперь с утра до вечера мне звонят дамы с предложениями уже одобренных автокредитов, потребкредитов, различные займы, быстроденьги и тд, и все это в неизвестных для меня банках, а также некие “посредники”, которые “слышали, что меня интересует новый Palisade”, и “предлагают возможность купить машину по одной схеме”. Сказать что удивлен, не сказать ничего!