В условиях непогоды или сильного течения сложности со швартовкой могут возникнуть не только у судовладельцев без опыта, но и у бывалых шкиперов. При этом чем крупнее моторное судно, тем сложнее его швартовать.
Без практики в швартовке не останется ни один мореплаватель, ведь с этим процессом ему придётся сталкиваться всякий раз, когда лодка будет спущена на воду и он отправится в путешествие. Поэтому грамотное управление лодкой и знание основных типов причаливания – залог безопасности для пассажиров и самого хозяина плавсредства.
Как выбрать место швартовки?
Под килем катера должна быть достаточная глубина, чтобы даже при снижении уровня воды он оставался на плаву. Если место для швартовки выбрано, необходимо сразу обратить внимание на объекты, за которые возможно прикрепиться: мостики, причалы, сходы к набережным, специальные устройства, тумбы.
Если другие лодки находятся около места выбранной стоянки, следует удостовериться, что они не планируют отплыть.
Боковая швартовка к причалу
Основная ошибка во время захода на швартовку – слишком большая скорость судна, которую начинают резко снижать непосредственно перед причалом. Момент, когда необходимо остановить работу винта, выбирается индивидуально и напрямую зависит от размеров плавсредства и количества груза на борту. По правилам судно должно приблизиться к месту причаливания по инерции.
Если скорость лодки не успели сбросить, ситуацию поможет скорректировать задний ход. Если же бот остановился раньше запланированного момента, необходимо включить малый ход вперёд.
Далее следует рассчитать, где будет находиться середина лодки после швартовки, куда и направляют её нос. Угол между судном и линией причала следует держать в пределах 10-35˚. После подхода к выбранному месту включают задний ход – это поможет приблизить корму ближе к причалу.
Швартовка лодки окончена, когда она находится параллельно линии причаливания. Тогда руль оставляют прямо, подают швартовые на причал и закрепляют их.
Отдача якоря
Данный способ швартовки пригодится при сильном течении и неблагоприятной погоде. Такое маневрирование можно производить на необорудованном берегу, чтобы не подходить ближе и не рисковать посадить судно на мель.
Преимущества данного метода:
- благодаря отданному якорю гасится инерция движения – цепь якоря скребёт по водному дну и замедляет лодку;
- бот не развивает лишнюю скорость, при этом качество управления им не снижается;
- если заранее вытравить якорную цепь для забора грунта, можно расположить нос лодки в противоположной стороне от якоря;
- обеспечивает безопасность судна на время стоянки и исключает необходимость использования дополнительных буксиров во время отчаливания.
Инструкция:
Винт двигателя выключают при расстоянии до причала в 4-5 раз превышающем габариты лодки, продолжая движение по инерции, сохраняют контроль над управлением. Движение должно происходить под небольшим углом к ветру либо против него.
Когда до места стоянки остаётся расстояние не более 0,5-1 длины судна, отдаётся якорь со стороны борта, противоположного швартовке. Длину вытравленной якорной цепи определяют сообразно окружающим условиям: типу грунта, глубине, погодным условиям.
Чтобы было легче подать швартовы, все манёвры следует совершать с минимальным углом к линии причала.
После закрепления швартовных тросов корму судна можно приблизить к месту стоянки. Для этого стопорят цепь якоря, перекладывают руль на сторону, противоположную месту причала, и включают ход вперёд.
Отдача якоря под корпус
Следующий способ швартовки рекомендован при сильном привальном ветре (ветер, дующий с моря на сушу). Преимуществом такого метода является притормаживание и замедление движения судна, сохранение хорошей управляемости (увеличивается воздействие на перо руля при помощи увеличения количества оборотов винта).
Швартовка лодки таким методом возможна только в тех местах, где есть полная уверенность в отсутствии подводных труб, кораблей и возможности зацепить чужие якорь-цепи.
Инструкция:
Для успешного манёвра необходим большой запас глубины под килем. При этом длина вытравленной якорной цепи не должна быть более ¾ общей длины судна.
Якорь отдаётся под корпус с подветренной стороны, что перемещает точку направления силы к центру бота и препятствует развороту его кормы в сторону причала.
Руль также перекладывают таким образом, чтобы давление воды от работающего винта действовало на него с подветренной стороны.
Совершая причальные манёвры, не следует забывать, что длина вытравленной якорь-цепи должна обеспечивать достаточный зазор между кормой и причалом при ветре и в условиях ограниченного водного пространства.
Перейдем к выводам
Чтобы процесс швартовки всегда проходил благополучно, нужно соблюдать несколько правил:
- обязательно нужно знать поведение своей лодки при включенных передней и задней передачах – тренируйтесь при любой возможности;
- необходимо заранее знать гидрометеорологический прогноз, чтобы быть готовым к «сюрпризам» природы;
- при наличии команды с каждым членом экипажа следует договариваться заранее об их действиях и обязанностях во время швартовки лодки.
Существует множество других способов швартовки. Чаще всего они предназначаются для манёвров крупногабаритных судов: танкеров, балкеров, лихтеров, барж и др.
Спасибо за внимание! Берегите себя и свое судно. Надеемся ваша швартовка всегда будет безопасной!
Подписывайтесь на канал, тут будет много интересного! ⚓