Найти в Дзене
История войн и оружия

"Мессершмитты" Bf 109 в небе Испании. Новая техника побеждает

He 51
He 51

18 июля 1936 г. генерал Франко поднял мятеж против выигравшего выборы правительства испанских социалистов и коммунистов. Сторонники Франко стали называться франкистами, а сторонники Испанской республики - республиканцами.

Франко поддержали войска находившиеся в Марокко, но флот остался верен республиканцам и это затруднило перевозку мятежников в метрополию. Генерал обратился за помощью к Великобритании, Италии и Германии, помощь удалось получить от двух последних. Итальянцы выделили 12 бомбардировщиков SM.81, а немцы - 20 транспортных самолетов Ю-52, которые интенсивно возили войска. Потом союзники поставили боевые самолеты. Немцы отправили в Испанию легион "Кондор", из трех групп с одного отдельного отряда. Истребители были представлены бипланами "Хейнкель" He 51. Пришли морем и 12 итальянских истребителей "Фиат" CR.32.

Истребитель Фиат CR.32 https://war-book.ru/wp-content/uploads/2019/02/00027404.jpg
Истребитель Фиат CR.32 https://war-book.ru/wp-content/uploads/2019/02/00027404.jpg

В августе 1936 г. начались воздушные бои немецких и итальянских пилотов, они сбивали испанские самолеты. К октябрю 1936 г. республиканские самолеты перестали летать. И этот момент на помощь пришел Советский Союз 15 октября 1936 г. в гавань Картахены пришел первый транспорт с бомбардировщиками СБ. За октябрь и ноябрь 1936 г. в Испанию перебросили 30 СБ, 40 истребителей И-15 и 31 И-16, а также 31 штурмовик Р-5ССС. В Испанию СССР также поставил танки, артиллерию, стрелковое оружие, а также военных специалистов. Советские танкисты и пилоты сразу включились в боевую работу и сорвали наступление франкистов на Мадрид.

СБ-2. https://war-book.ru/wp-content/uploads/2020/03/00051579.jpg
СБ-2. https://war-book.ru/wp-content/uploads/2020/03/00051579.jpg

И-15, а особенно И-16 существенно превосходили итальянские CR.32 и тем более, немецкие He 51. Советские же пилоты считали, что итальянский самолет это "Хейнкель", а "Хейнкель" называли "Фиатом".

Германские He 51 не могли предотвратить удары советских бомбардировщиков СБ, которые обладали высокой скоростью полета. Командир немецкой истребительной группы J/88 майор фон Бернегг в разговоре с командиром легиона "Кондор" генералом Шперле отказался посылать летчиков в бой, объясняя это превосходством советской техники.

Истребителей перебросили на Северный фронт, где ей противостояла одна эскадрилья И-15.

И-15 в Испании. http://авиару.рф/wp-content/uploads/2015/09/11.I-15-VVS-resp.-Ispanii..jpg
И-15 в Испании. http://авиару.рф/wp-content/uploads/2015/09/11.I-15-VVS-resp.-Ispanii..jpg

Шперле потребовал прислать ему более совершенную технику. В декабре 1936 г. с очередным кораблем из Германии пришли опытные "Мессершмитты" Bf 109V3, V4, V5 и V6, а также He 112V3.

V4 получил бортовой номер 6 - 2 и был подготовлен к первому полету, но самолет был разбит при взлете. Вероятной причиной аварии была тенденция к развороту влево при разбеге.

V3 с номером 6 - 1 14 декабря 1936 г. стал облетывать опытный пилот Траутлофт, взлет был необычным, но в воздухе немец обогнал считавшийся самым быстрым самолетом франкистов итальянский "Фиат". Но все же 2 января 1937 г. Траутлофт сел на вынужденную посадку. Он потом отмечал, что агрегаты мотора и самолета работали ненадежно.

В боях опытные "Мессершмитты" не участвовали, хотя He 112V3 с бортовым номером 5 - 1 с 20-мм пушкой C/30L, использовался для нанесения штурмовых ударов.

14 марта 1937 г. 3 серийных Bf 109B-1 доставили в Испанию и включили в отряд 2.J/88. В конце месяца прибыли еще несколько "Мессершмиттов". По немецким данным, один "Кертисс" (так немцы называли И-15) на 109-м сбил 6 апреля 1937 г. обер-лейтенант Лютцов. Данных республиканцев о потерях за этот день не сохранилось.

И-16
И-16

Советские пилоты зафиксировали семь новых самолетов 27 марта 1937 г., от боя они уклонились.

Bf 109B впервые поучаствовал в боевых действиях в июле 1937 г. в период сражения под Брунете. В отряде 2.J/88 было 9 Bf 109B-1, в двух других отрядах было 24 He 51. У итальянцев было 84 CR.32, еще 26 таких самолетов было у двух франкистских эскадрилий.

Bf 109B-1 http://www.airwar.ru/image/idop/fww2/bf109b/bf109b-6.jpg
Bf 109B-1 http://www.airwar.ru/image/idop/fww2/bf109b/bf109b-6.jpg

У республиканцев в районе Брунете был всего 51 И-16. Противник стал превосходить республиканцев численно, а потом и качественно. Помимо новых "Мессершмитов" появились новые бомбардировщики He 111 и Do 17.

7 июля в "Дневнике боевых действий республиканской авиации в Испании" появилась запись о том, что у врага появился новый двухмоторный истребитель и новый скоростной истребитель, который догонял СБ.

8 мая 15 новых истребителей атаковали 5 СБ и сбили один из них. Немцы же посчитали, что сбили два самолета. Победы записали Хёнесу и Пингелю.

12 июля И-16 прикрывающие штурмовики Р-Z сбили "Мессершмитт" Хёнеса, летчик погиб. Вероятно его сбил Петр Бутрым, командир звена 116-й истребительной авиаэскадрильи из Московского военного округа. Пингель в тот же день сбил еще один СБ. Всего немцы из 2.J/88 записали себе на счет 6 республиканских самолетов, но подтверждений 5 из них нет.

C-2
C-2

16 июля Пингелю записали И-16 сбитый в районе Фуерлабрада, при этом пилот Федулов погиб. 17 июля Хиллман из 2.J/88 сбил И-16 Сафонова, но и немцы понесли потери, американский доброволец Тинкер сбил истребитель Хандрика и тот сел на вынужденную посадку в районе Эскалона. 18 июля немецкий пилот Хилламан сбил И-16 (летчик погиб), но и летчик Хирбах выбросился из своего 109-го с парашютом.

Всего за Брунетскую операцию, которая длилась с 5 по 28 июля 1937 г. республиканцы совершили 1 678 боевых вылетов, потеряли 11 И-16 и 6 И-15, из них 2 из-за небоевых потерь. Еще несколько самолетов были повреждены при посадках, часть их них восстановить не удалось.

Потери мятежников были оценены в 66 машин, еще 35 считались уничтоженными зенитчиками и в результате ударов по аэродромам. По западным источникам франкисты потеряли 23 самолета, при этом заявили, что с союзниками сбили 103 - 160 вражеских машин. Отряд 2.J/88 претендовал на 16 самолетов, но в реальности их было в два раза меньше. В июле было потеряно 3 - 5 "Мессершмиттов".

Обе стороны стали наращивать силы. 10 августа 1937 г. в Испанию приплыли 62 И-16, завод в Реусе выпустил первые 3 И-15. Немцы перевооружили отряд 1.J/88 на Bf 109B. Если на бипланах они сбили два самолета за первые 9 месяцев войны, то на 109-х к концу сентября обер-лейтенант Хардер записал себе на счет 10 машин.

Советские И-16 последней партии не были лишены недостатков, мотор М-25а резко "обрезал" не выработав и 30 часов, крыло разрушалось при резком маневрировании. У немцев продолжал совершенствоваться Bf 109B-1, они заменили винты фиксированного шага на VDM лицензионные "Гамильтоны" с двумя положениями лопастей.

Немцы уделяли большое внимание совершенствованию тактики и повышению летного мастерства летчиков. Для участия в боевых действиях специально отбирали пилотов с летным опытом. В СССР же наоборот набирали летчиков из каждого округа, многие пилоты имели налет на И-16 25 - 60 ч. В первых же вылетах они несли заметные потери. В апреле 1938 г. 6 пилотов даже отказались участвовать в боевых действиях.

Весной 1938 г. франкисты добились морально-психологического перелома в воздухе, наступательные операции республиканцев раз за разом проваливались, а контролируемая территория сжималась. У мятежников же было количественное и качественное превосходство в воздухе.

Легион "Кондор" и итальянские бомбардировщики пробивали дорогу наземным войскам. И-15 и И-16 встречали "Фиаты", летчики на "Мессершмиттах" сразу в драку не ввязывались, а ожидали удобного момента.

В 1938 г. при активном участии командира 3.J/88 Галланда и и сменившего его Мёльдерса была разработана тактика звена из двух пар, которые прикрывали друг друга. Когда республиканский самолет отбивался от своих или был поврежден, немцы атаковали его на максимальной скорости с короткой дистанции.

Bf 109D
Bf 109D

По словам бывшего командира отряда 2.J/88 Шлихтинга к тактике пар немцы пришли случайно. В отряде обычно имелось не больше 6 исправных "Мессершмиттов", а для сопровождения бомбардировщиков требовалось три подгруппы истребителей, которые следовали чуть выше, спереди и сзади. Также немцы заметили, что маневрировать в паре легче, чем в тройке.

В СССР об этой проблеме знали, начальник ВВС КА Алкснис спрашивал о групповых боях советских пилотов и летчик Шмельков сказал: "Звено при атаке моментально расстраивается... Дрались в одиночку, так что самому нужно было смотреть в оба".

К середине войны немцы научились сбивать СБ. 7 февраля 1938 г. два отряда "Мессершмиттов" перехватили 22 СБ и сбили 4 из них. Они даже расстреляли экипажи спускавшиеся на парашютах. Немцы насчитали 10 сбитых СБ, четыре записали на счет обер-лейтенанта Балтазара. Доля правды в этом была, 6 СБ были повреждены так, что их пришлось отправить в заводской ремонт.

Когда "Мессершмитты" вели оборонительный бой, например, при сопровождении бомбардировщиков, потери стороны были примерно равны. Так, 16 мая 1938 г. в районе Кастельона 35 И-15 и И-16 атаковали He 111, прикрытую 109-ми. За 45 минут боя республиканцы потеряли 2 И-16 и претендовали на 5 - 6 сбитых Bf 109. 22 мая наземные войска сообщили, что нашли обломки трех "сто девятых". Иностранные источники насчет этих потерь молчат.

14 июня в бою встретились 15 И-15 и 20 И-16 с большой группой бомбардировщиков, Bf 109 и "Фиатов" (последних было до 60 штук). Итальянцы от боя уклонились, немцам пришлось воевать одним. В ходе боя сбили один немецкий бомбардировщик и подбили Bf 109 летчика Прибе, который уже совершил 140 вылетов, он сел на своей территории. Другой немецкий пилот Кульман сбил И-15, летчик-испанец погиб. В тот же день немцы лишились еще трех Bf 109, пилот Хенц попал в плен.

Легко поврежденный истребитель Хенца республиканцы не успели эвакуировать, шесть Bf 109 расстреляли ценный трофей.

Хенц сообщил на допросе, что в истребительной группе И-88 было две эскадрильи Ме-109 (25 машин), две эскадрильи Хе-51 (50 машин, половина в резерве), одна эскадрилья (патруль) на Ю-87.

Бомбардировочная группа К-88 летает на Хе-111 (35 машин).

Разведывательная группа А-88 имеет эскадрилью До-17 (15 самолетов) и Хе-45 (число самолетов не известно).

Хенц в основном наврал только в количестве Bf 109, в двух истребительных отрядах было только 11 "Мессершмиттов". Он также сообщил, что немцам известно о появлении И-16 с четырьмя пулеметами и бронеспинкой.

В конце лета 1938 г. эскадрильи с "Мессершмиттами" легиона "Кондор" начали перевооружать на Bf 109D-1 с четырьмя пулеметами, но не имевшими бронирования.

13 сентября командир отряда Мёльдерс на Bf 109D-1 над Фликсом сбил три И-16 и принудил к посадке еще один, испанец потом заявил, что намеренно сел на аэродром мятежников. Причем пилоту засчитали одну победу.

И-16 тип 10
И-16 тип 10

В конце сентября 1938 г. на сессии Лиги Наций премьер испанского республиканского правительства Негрин сказал, что выводит из бое интернациональные формирования, таким образом, он снимал с себя обвинения в привлечении "наемников" и хотел заставить Франко отказаться от привлечения немцев и итальянцев. На деле такое решение имело прямое отношение к советским летчикам и танкистам, они покинули страну до конца октября 1938 г., это сыграло на руку националистам. Хотя положение у республиканцев уже было отчаянным. Легион "Кондор" страну не покинул, просто сократил участие в боях.

4 октября 1938 г. в воздушном бою сбили самого результативного пилота 1.J/88 Бертрама, он сбил уже 7 самолетов. Он выбросился с парашютом и был взят в плен. В тот же день был сбит еще один "Мессершмитт", на его сбитие претендовали советский пилот С. Грицевец и испанец С. Кортисо.

Если обратиться к цифровым данным. То на 23 декабря 1938 г. ВВС националистов насчитывали 485 самолетов, в том чсле 197 истребителей (37 Bf 109 и 165 CR.32).

У республиканцев было 289 самолетов всех типов, в том числе 62 И-16 и 58 И-15. С начала войны правительственная авиация потеряла 65 СБ, 190 И-15 и 179 И-16.

Летчики-истребители франкистов претендовали на сбитие 115 СБ, 508 И-15 и 584 И-16, не считая сбитых зенитками и потерянными в авариях и катастрофах. Пилоты легиона "Кондор" претендовали на 379 подтвержденных и неподтвержденных побед, они летали на Bf 109 B, C и D. Получается, что счета пилотов были завышены в 2 - 3 раза.

В начале 1939 г. на последнем этапе войны легион "Кондор" получил Bf 109E-3 с тремя пушками и двумя пулеметами, правда, эти самолеты в боях почти не участвовали.

Bf 109E-3
Bf 109E-3

После победы в Испании немцы оставили свои самолеты националистам и вернулись домой, они служили в испанских ВВС до конца 1940-х гг.

Если задуматься о выводах, то по моему мнению не стоило демонстрировать мощь советских самолетов в Испании, следовало поставить туда устаревшие самолеты, чтобы немцы так и не узнали, что их биплан "Хейнкель" 51 совершенное старье. А так И-16 новых модификаций показали врагу пути совершенствования своих "Мессершмиттов": установка бронирования, усиление вооружения и необходимость создания более мощного мотора.

А так получилось, что СССР свои карты раскрыл и немцы смогли усовершенствовать свою авиацию.

Спасибо за прочтение.

Источник: Медведь Хазанов Мессершмитт Bf 109.

***

Установите приложение БургерКинг, используйте при регистрации промокод ZHP15K, зарегистрируйтесь в программе лояльности, сделайте заказ на сумму от 699 руб. и получите 400 корон на еду в БургерКинг. Также можно получить еще короны заказав "Вынос на парковку", есть возможность копить бонусы "Спасибо" от Сбера.

***

Добавьте описание
Добавьте описание

Закажите по ссылке и промокоду PF11611 до 31.07.21 бесплатную Кэшбэк Карту надежного банка Райффайзенбанка, кэшбэк составляет 1,5 % от покупок, кэшбэк без ограничений по сумме в месяц. Кэшбэк приходит на карту живыми деньгами в начале каждого месяца. Успейте получить кэшбэк 500 руб. при тратах от 500 руб. Обслуживание карты бесплатное навсегда. Как и доставка курьером.

***