Работа над проектом началась ещё в 1980 году. Активное участие в создании нового внедорожника УАЗ принимали инженеры-конструкторы Волжского автомобильного завода. Это повлияло на внешний облик автомобиля. Дизайн был разработан на ВАЗе, поэтому кузов имеет черты седана ВАЗ 2110. Новая модель получила индекс - 3160. Практически готовый автомобиль был представлен в 1993 году.
Передняя и задняя подвески остались зависимыми, но были переработаны. В передней части конструкторы приняли решение отказаться от рессор в пользу пружин, кроме того, был установлен стабилизатор поперечной устойчивости. Передние тормоза дисковые, сзади установлены барабанные тормоза.
На выбор предлагалось несколько силовых агрегатов от УМЗ и ЗМЗ. Впервые для внедорожников УАЗ предлагался силовой агрегат с 16- клапанной системой газораспределения и впрыском топлива с микропроцессорным управлением. Электронное управление впрыском топлива позволяет заметно снизить расход топлива.
Первые экземпляры могли комплектоваться старыми агрегатами. Карбюраторным двигателем УМЗ и четырёхступенчатой механической коробкой переключения передач. Обычно УАЗ 3160 комплектовался пятиступенчатой механикой. Раздаточная коробка двухступенчатая с возможностью отключения переднего моста. Дорожный просвет равен 21 сантиметру.
УАЗ 3160 отличался более высоким уровнем комфорта и лучшими динамическими показателями. Максимальная скорость равна 130 километрам в час. Разгон до сотни займет 21 секунду. Средний расход топлива 15 литров на сотню. Общая ёмкость двух баков 90 литров.
Машину оснастили современной панелью приборов. Руль имеет травмобезопасную конструкцию. Имеется регулировка угла наклона рулевой колонки. Более того, для удобства водителя был установлен гидроусилитель руля. По словам владельцев, машина имеет хорошую обзорность. В базовой версии автомобиля имелся люк.
Сидения имеют подголовники и регулировки. В салоне пять мест включая водительское. Ко второму ряду для повышения комфорта был подведен отопитель. Дополнительно в багажном отделении установлено два складных сидения.
Салон имеет возможности трансформации. Откинув передние и задние сидения мы получаем спальное место. Сложив задний ряд можно увеличить объём багажного отделения, объём которого составляет 820 литров.
Производство было запущено в 1997 году. Кузов в отличие от предшественников стал цельнометаллическим, благодаря чему повысился общий уровень комфорта в салоне. Машина получила более качественное лакокрасочное покрытие. Рама внедорожника была существенно модернизирована. Колёсная база составила 2400 миллиметров.
Автомобиль мог комплектоваться центральным замком, стеклоподъемниками с электроприводом, предпусковым подогревателем, кондиционером и магнитолой. Однако имелись у 3160 и свои недостатки. Внедорожник имел проблемы с устойчивостью. Из-за высокого центра тяжести 3160 на высокой скорости был склонен к опрокидыванию.
Поэтому аппарат был заменён на конвейере новой версией машины УАЗ 3162 "Симбир", сокращённо от Симбирск. Это старое название города Ульяновск. Конструкторы приняли решение удлинить базу на 360 миллиметров и увеличить колею внедорожника.
Для этого были установлены новые мосты, ширина которых составила 1600 миллиметров против 1445 миллиметров у модели 3160. Всего инженерами было внесено более 300 изменений. Удлинение кузова позволило установить четыре сидения в багажном отделении. Благодаря чему в машине может разместиться уже 9 человек!
Выпуск УАЗ "Симбир" продолжался до 2005 года пока на смену УАЗ 3162 не пришла новая модель УАЗ 3163 Patriot. Модели 3160 и 3162 сохранили проходимость предшественников при этом обеспечили более высокий уровень комфорта. Благодаря чему стали незаменимыми помощниками на бездорожье.