Старая водительская мудрость гласит: "Если в пробке перегревается мотор, пока включать салонную печку. Обольешься потом, зато до дома доедешь". А насколько вообще это обоснованно? Имеют ли хоть какой-то смысл все эти мучительные включения печки в летнюю жару?
Около года назад на одной из наших двух машин – на малыше-Матизе – сломался вентилятор. Случилось это совсем недалеко от города, но перспектива толкать восьмисоткилограммовую машину пару десятков километров улыбалась мало. Тогда и решили испробовать старый метод с включением печки для охлаждения двигателя...
Как вообще происходит охлаждение двигателя автомобиля? Машин с воздушным охлаждением сейчас на дорогах уже почти не осталось, разве что какой-то раритетный "Запорожец" выедет из гаража. Так что разбирать будем только схему с жидкостным охлаждением.
В системе заправлен антифриз, который отводит тепло от двигателя. Пока двигатель еще не прогрет, антифриз бегает по малому кругу охлаждения. После того как температура достигает рабочих значений в 85-90 градусов и продолжает расти, открывается термостат, и антифриз уходит на большой круг. Если и этого не достаточно, то включается вентилятор, который принудительно гонит воздух на радиатор, таким образом его охлаждая.
Но помимо радиатора охлаждения и кондиционера (если таковой имеется в машине), есть еще и радиатор отопления. Именно с него сдувается в салон горячий воздух, так необходимый для создания комфортной температуры в холодное время года.
Если с охлаждением двигателя не справляется основной радиатор, значит имеет смысл подключить ему в помощь еще и радиатор отопителя. В нашем случае, когда приказал долго жить вентилятор, так и решено было сделать. Двигатель охлаждался за счет салонного отопителя и набегающего потока воздуха, а так как дело было уже к вечеру, и нагретый за день воздух постепенно остывал, доехать до дома все же удалось.
По поводу старого водительского совета включать печку, чтобы не перегреть двигатель, могу сказать одно: он реально работает! Только надо понимать, что салонный отопитель тоже не всесилен. По размеру его радиатор в среднем в полтора раза меньше, чем радиатор охлаждения, поэтому служить полноценной заменой он все же не может.
Да и ехать с печкой в жару — это тот еще мазохизм, проверено на себе. Ощущения были своеобразные, поэтому повторять никому советовать не буду. И все же в качестве экстренной меры это работает, так что если есть выбор перегреть мотор и отправить его на капиталку или посидеть полчасика в бане, то имеет смысл выбрать меньшее из двух зол.
А вы проверяли этот совет на себе? Поделитесь своим опытом!