Найти в Дзене

Германские торпедные катера LM: "шнелльботы" Первой мировой

Приветствую вас друзья! Германия, в отличие от своих противников не сразу оценила такое средство морской войны как торпедные катера, поэтому несколько запоздала с их созданием.

Торпедный катер LM первой серии. Водоизмещение 6 тонн, Длина 15 м, ширина 2,4 м, осадка 1,1 м. Скорость 29,5 узла. Дальность плавания 225 миль. Вооружение 1х450 мм торпедный аппарат (позже установлен 1х7,92 мм пулемет). Данные для катеров LM5 b LM-6. Катера  LM-1, LM-2, LM-3, LM-4 вооружались 1х37 мм пушкой и имели несколько другие ТТХ: скорость 30 узлов (первые два) и 27,8 узла (два других).Дальность плавания 150-180 миль.
Торпедный катер LM первой серии. Водоизмещение 6 тонн, Длина 15 м, ширина 2,4 м, осадка 1,1 м. Скорость 29,5 узла. Дальность плавания 225 миль. Вооружение 1х450 мм торпедный аппарат (позже установлен 1х7,92 мм пулемет). Данные для катеров LM5 b LM-6. Катера LM-1, LM-2, LM-3, LM-4 вооружались 1х37 мм пушкой и имели несколько другие ТТХ: скорость 30 узлов (первые два) и 27,8 узла (два других).Дальность плавания 150-180 миль.

Германский флот первоначально полагался на мощь артиллерии своих дредноутов и без особого энтузиазма относился к идее постройки малых торпедных кораблей, считая их недостаточно мореходными и поэтому бесперспективными. Мнение германского морского командования поменялось под впечатлением действий английских и итальянских торпедных катеров.К лету 1916 года Фландрский морской корпус - так назывались немецкие силы береговой обороны на оккупированном бельгийском побережье, стал испытывать острую потребность в малых быстроходных судах, способных противостоять английским охотникам за подлодками, а также уничтожать противолодочные сети установленные в Ла-Манше. Осенью того же когда быстроходные катера затребовал и командующий германским флотом на Балтике. Предполагалось направить туда 6-8 катеров для использования в Ирбенском проливе против кораблей русского флота.

Флот представил техническое задание, согласно которому ему требовались катера способные развивать скорость до 31 узла при трехбалльном волнении, иметь высокую маневренность и низкий силуэт. Какие либо закрытые помещения для экипажа не предусматривались, поскольку время пребывания в море планировалось не более 6-8 часов. Предполагалось строить катера как с артиллерийским вооружением, так и с торпедным.

Катер имел деревянный килевой, безреданный корпус с низким силуэтом. В качестве двигателей пришлось использовать три шести цилиндровых бензиновых 210 - сильных мотора Maybach CX. Ранее эти двигатели использовались на дирижаблях. Каждый мотор работал на свой гребной винт. С моторами у новых катеров сразу возникли проблемы: не было подходящей трансмиссии, плюс к этому левые и правые двигатели производились не в одинаковых количествах.

Схема установки двигателей и торпедного аппарата на катерах первой серии LM - 5 и LM - 6
Схема установки двигателей и торпедного аппарата на катерах первой серии LM - 5 и LM - 6

Кстати говоря, обозначение катера получили также благодаря двигателям LM - Luftschiff Motorboote, что можно перевести как "катера с авиационными моторами". Букву M в обозначении добавили позже, когда обнаружилась путаница с дирижаблями, которые также несли индекс L.

Ещё одной серьезной проблемой стало отсутствие реверсивной передачи - без неё катер не имел возможности дать задний ход. Пришлось использовать вместо нее авиационную многодисковую муфту сцепления. Правда включать и выключать её можно было только при полных оборотах двигателя.

Чтобы уменьшить шумность на катерах применялся подводный выхлоп.

Первые четыре построенных катера несли вооружение состоявшее из одной 37-мм пушки с боезапасом в 500 снарядов и гидравлические ножницы для разрезания сетей. На остальных вооружение состояло из носового торпедного аппарата калибром 450 мм и 7,92-мм пулемета MG.08 на тумбовой установке. Надо сказать что размещение торпедного аппарата в носовой части имело как плюсы так и минусы. С одной стороны - торпеда в трубчатом аппарате была защищена от механического воздействия и погодных условий. С другой - увеличилось сопротивление воды при движении и успешный запуск торпеды был возможен только на скорости менее 20 узлов.

Схема торпедных катеров второй и третьей серий. Водоизмещение 7-7,3 тонн, длина 16-16,3 м, ширина 2,4 м, осадка 0,6-0,68 м. Скорость 30-31 узел. Дальность плавания 210 миль. Вооружение 1х450 мм торпедный аппарат, 1х7,92 пулемет. Экипаж 7 человек
Схема торпедных катеров второй и третьей серий. Водоизмещение 7-7,3 тонн, длина 16-16,3 м, ширина 2,4 м, осадка 0,6-0,68 м. Скорость 30-31 узел. Дальность плавания 210 миль. Вооружение 1х450 мм торпедный аппарат, 1х7,92 пулемет. Экипаж 7 человек

В начале 1917 года заказ на постройку серии из 6 катеров получили три фирмы, ранее уже занимавшиеся созданием небольших скоростных судов: "Max Oertz Werft " (Гамбург), "Firma Fr. Lürssen" (в г. Фегезак неподалеку от Бремена), "Naglo Werft" (г.Цойтхен). Опыт их применения у побережья Фландрии был оценен командованием как положительный.

Поэтому уже в мае того же года был дан заказ на 12 катеров следующей серии. К строительству подключилась ещё одна фирма "Roland". Катера этой серии получили более мощные двигатели Maybach HS Lu, мощностью 240 л.с., несли запас топлива в баках до 1600 литров и могли идти полным ходом до семи часов.Четыре катера (LM-11- LM-13) производства фирмы "Naglo Werft" были построены с реданным корпусом. Однако они показали плохие мореходные качества и в дальнейшем от реданной схемы отказались.

В июле 1918 года командование Кайзерлихмарине выдало заказ на последнюю серию торпедных катеров в количестве 13 единиц. До конца войны в строй успели вступить только три катера. Остальные остались недостроенными.

Служба германских торпедных катеров типа LM была достаточно активной, хотя особыми успехами похвастаться они не могли.14 из них несли службу у берегов Фландрии. Ещё семь боевых единиц действовали на Балтике.

Торпедный катер LM погруженный на железнодорожную платформу.
Торпедный катер LM погруженный на железнодорожную платформу.

В конце лета 1918 года четыре катера с Балтийского ТВД перебросили на Адриатику, где они должны были обеспечивать действия германо-австрийских подводных лодок в районе Отрантского пролива.

 Группа торпедных катеров LM на патрулировании в Ла Манше, 1918 год.
Группа торпедных катеров LM на патрулировании в Ла Манше, 1918 год.

Артиллерийские катера LM -1 и LM -2 погибли в Зеебрюгге от взрыва паров бензина соответственно 5 марта и 17 апреля 1918 года.

В ночь на 23 августа 1918 года семь торпедных катеров (LM - 8, 9, 10, 15,16,17 и 18) атаковали суда союзников на якорной стоянке в Дюнкерке. В ходе ожесточенной перестрелки катера получили множество осколочных и пулевых пробоин, но смогли избежать потерь. Правда и потопить неприятельских кораблей им не удалось.

После окончания войны два катера LM-16 и LM-20 продолжили служить в теперь уже рейхсмарине до 1932-1933 годов, после чего первый был продан Колумбии.

LM-22и LM- 23 ,были достроены в 1919 году. По требованию контрольной комиссии Антанты вооружение с катеров было снято, и они практически с разу после достройки отправились в отстойник. 28 декабря 1921 г. был продан предпринимателю Бернарду Плаге из Берлина как моторный катер «Бодо» («Вodo»)

В 1923 году три катера LM-20, LM-22 ("Бодо") и LM-23 были приобретены "Ганзейской школой яхтсменов" и " Германским спортивным обществом открытого моря". Названия этих организаций были по сути лишь маскировкой для курсов технических специалистов возрождавшегося германского военного флота. К 1926 году у "яхтсменов"уже было в строю восемь катеров (все старой постройки), и занимались они отработкой тактики ночных торпедных ударов, правда без орпедных аппаратов, которые на катерах отсутствовали.

Противолодочные катера в Кильской бухте. Слева на право: UZ(S)-14 (бывш. LM-22), UZ(S)-17 (бывш. LM-23), UZ(S)-15 (бывш. LM-21) и UZ(S)-13 (бывш. LM-19)
Противолодочные катера в Кильской бухте. Слева на право: UZ(S)-14 (бывш. LM-22), UZ(S)-17 (бывш. LM-23), UZ(S)-15 (бывш. LM-21) и UZ(S)-13 (бывш. LM-19)

Наиболее интересно судьба сложилась у LM-22 ("Бодо"). После пребывания в "школе" он был перекуплен судоходной фирмой "Navis GmbH". На нем летом 1927 года заменили изношенные двигатели, установив три 260-сильных новых мотора "Мерседес-Бенц". В апреле 1928 года он возвращается в ряды германских военно-морских сил.в состав "Балтийских блокадных сил" в качестве противолодочного катера UZ(S)-14. Аббревиатура расшифровывается как U-Boot-Zerstörer (Schnell)– истребитель подводных лодок, быстроходный. После трех лет службы он был исключен из списков флота и выставлен на продажу.

Приобрел его некто Мартин Греве -гражданин Латвии. Ему катер понадобился для контрабанды спирта, который он возил из Данцига в Финляндию и Прибалтику. В сентябре 1934 года катер, вновь получивший имя "Бодо", был задержан пограничниками в латвийском порту Лиепае. На борту было 750 литров нелегального спирта. Гражданину Греве латвийская фемида присудила штраф в 14 000 лат, которые он так и не смог выплатить, поскольку помер в 1937 году в Данциге. Катер после смерти владельца был конфискован правительством, которое попыталось его продать с аукциона за 14 374,13 лат. Однако такую цену за него платить никто не захотел и в результате катер достался латвийским пограничникам. Его отремонтировали, переименовали в "Bulta" и он в течении нескольких лет исправно ловил контрабандистов, легко догоняя их суда за счет высокой скорости хода.

Новый поворот в судьбе бывшего торпедного катера наступил после после вступления Латвийской республики в состав СССР. 19 августа 1940 года он был передан уже советским пограничникам по названием " Стрела". 28 августа "Стрела" вошла в состав 2-го дивизиона 2-го Балтийского отряда пограничных судов Прибалтийского округа погранвойск НКВД. Когда началась Великая Отечественная, катер находился в Лиепае на территории завода "Тосмаре". 24 июня 1941 года катер был захвачен немцами. Дальнейшая судьба его не известна.

Источники: А.Е. Тарас "История торпедных катеров XiX-XX вв.", Д.И. Калмыков, И.А. Калмыкова "Торпедой пли! история малых торпедных кораблей" (сборник под. ред А.Е. Тараса), "ВМС Гемании 1914-1918. Справочник по корабельному составу"/ Журнал "Морская коллекция" №3-1996, А.А. Гайдук "Торпедный катер LM-22"/Журнал "Морская компания" №05-2011

Друзья! Если понравилась статья - ставьте палец вверх, оставляйте комментарии! Буду очень рад. Не забывайте подписываться на канал и смотрите также прошлые публикации. И до новых встреч на "Историческом броневичке"

Катера
7974 интересуются