8 мая 1886 года фармацевт из американского города Атланта по имени Джон Стит Пембертон создал рецепт сиропа из листьев коки и орехов кола. Поэтому для нового напитка, недолго думая, придумали название – Coca-Cola. Сегодня этот бренд известен во всем мире и уже многие годы борется за единоличное лидерство с другой маркой – Pepsi, возникшей в 1893 году.
Главный ингредиент обоих напитков в то время – орехи кола, собираемые в Африке, и содержащие кофеин. В XIX веке в США из колы производили как алкогольные, так и безалкогольные бодрящие напитки. Но все они реализовывались в пределах одного города или максимум штата. Причем продавились в аптеках, так как считались полезными для здоровья.
Фармацевт Пембертон в своей Атланте так и не смог заработать на Coca-Cola. Он продал рецепт и название марки местному финансисту. Изобретатель популярного напитка умер в полной нищете, а новые владельцы скоро стали одними из самых богатых людей в Америке.
Благодаря агрессивной и всеохватывающей рекламе, грамотной маркетинговой политике (реализация в бутылках через магазины) и продаже франшиз (лицензий) на производство напитка в другие штаты, Coca-Cola в начале XX века завоевала рынок прохладительных напитков в США. На многие годы став недосягаемым лидером.
Злые языки утверждают, что популярности напитка способствовали и листья коки. Получаемый из них кокаин то время считался не наркотиком, а обычным бодрящим веществом. Более того его применяли как лекарство от разнообразных болезней, в том числе от импотенции.
Но когда в США заговорили о вреде и опасности кокаина, Coca-Cola в 1903 убрала коку из своего рецепта. А упоминание растения осталось, так как к тому времени бренд был известен по всей Америке.
Как это всегда бывает в бизнесе, успешный продукт вызвал волну подражаний, а то и просто прямого плагиата. В разных городах США стали появляться другие напитки из колы.
Такие марки, как Candy Cola, Cay-Cola, Cold Cola, Gay-Ola, Mint Cola, Taka-Cola и многие другие остались лишь в памяти коллекционеров, собирающих старые бутылки и этикетки. Один американский историк насчитал около 150 марок напитков из колы в то время.
Другие бренды, как Jolt Cola (создан в 1895), RC Cola (создан в 1905) и, конечно же, Pepsi-Cola существуют до сих пор. Первые два так и остались напитками для внутреннего американского рынка, а Pepsi уже в начале XX века прочно закрепилась на втором месте по объемам продаж.
А вот третье место среди производителей прохладительных напитков из колы, со значительным отрывом от остальных, в то время занимал бренд Koca Nola. У него были все шансы повторить путь лидеров и завоевать мировое признание.
Бренд Koca Nola возник в родном городе Coca-Cola – Атланте в 1904 году. Местный предприниматель Томас Остин, не мудрствуя лукаво, один в один скопировал бизнес-модель старшего и успешного собрата.
Цвет напитка и стеклянная бутылка – максимально похожие на Coca-Cola. Массированная реклама. Розлив напитка по лицензии в других штатах. Не случайно Coca-Cola даже подавала в суд на имитаторов, но безуспешно.
Кстати именно для защиты от подражателей, лидер рынка в 1916 придумает оригинальную форму бутылки, которая используется до сих пор.
В то же время владельцы Koca Nola стремилась создать свой собственный узнаваемый бренд, резко отличающийся от Coca-Cola и Pepsi-Cola.
Во-первых, придумали свою оригинальную этикетку – ромбовидную, ярко-оранжевого цвета.
А во-вторых, написали на ней и стали использовать в своей рекламной кампании слоган «Delicious Dopeless» - «Восхитительно (и) без наркотиков».
Фраза была прямым вызовом в адрес Coca-Cola. Несмотря на то, что лидер рынка отказался от использования листьев коки в своем рецепте, для некоторых бренд по-прежнему ассоциировался с вредным, но не запрещенным кокаином.
Кокаин, хоть и считался опасным веществом, тогда продавался совершенно свободно. Ограничения на его оборот (продажа только по рецепту врача) будут наложены лишь в 1914 году, а окончательно его запретят в США в 1922.
Бренд Koca Nola позиционировал себя, как полезный бодрящий напиток без содержания коки. И надо сказать успешно. «Безвредную колу» активно покупали женщины, в том числе и своим детям. Казалось, что напиток займет свою нишу и вскоре потеснит лидера рынка.
Все изменилось в один момент. 3 июля 1909 года федеральные эксперты, проведя исследования всего одной бутылки Koca Nola, обнаружили, что в нем содержится… чистейший кокаин.
Тремя годами ранее наркотик был запрещен для добавления в пищевые продукты законодательно, как же он оказался в бутылке?
Оказалось, что создатели Koca Nola, стремясь скопировать успех Coca-Cola, за основу своего рецепта также взяли листья коки и орехи кола. Когда лидер рынка убрал коку из своего напитка, у молодых предпринимателей не было возможностей поменять рецептуру. Что не помешало объявить Koca Nola «восхитительным и без наркотиков».
Владелец бренда Остин доказывал, что кокаин оказался в бутылках по ошибке, либо это происки конкурентов. Он приводил результаты независимых экспертиз, предлагал проверить другие партии товара, но суд оказался непреклонным. За нарушение закона о качестве пищевых продуктов и обман покупателей компанию оштрафовали. На целых… 100 долларов.
На суде эксперты прямо утверждали, что наличие кокаина, приводило к тому, что у людей развивалось привыкание к напитку.
Штраф, конечно, никак не мог повлиять на компанию. Куда опасней было общественное мнение.
Почти все американские газеты опубликовали статьи о скандале с кокаином в бутылках Koca Nola. Владелец бренда был уверен, что к атаке через СМИ также приложили руки его конкуренты. Так это или нет, неважно. Миллионы американских женщин узнали, что их обманывали, а их детей превращали в наркоманов. Именно так, журналисты подавали новости.
Друзья! Если вы считает, что автор потрудился не зря, пожалуйста, ПОСТАВЬТЕ ЛАЙК! Заранее спасибо!
Продажи Koca Nola рухнули в один момент. Производители из других штатов массово отказывались разливать напиток у себя. Им тут же предлагали лицензию конкуренты.
В ноябре 1910 года Остин объявил о банкротстве компании, но попытался сохранить бренд. Вновь пошла реклама Koca Nola. Но исправить ситуацию нельзя было ничем. В 1918 году марка окончательно исчезла с рынка.
Сегодня пустые бутылки от Koca Nola активно продаются на американских аукционах. Они напоминают всем начинающим бизнесменам, что никогда нельзя обманывать своих клиентов. И надо сказать бизнес в США это усвоил!
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: