Перестройка застала Горьковский автозавод врасплох. Спрос на большие грузовики ГАЗ 53 и 3307 резко обвалился. Появившемуся малому бизнесу и кооперативам нужны были небольшие и экономичные развозные грузовички. Ведь, по сути, между Каблучком ИЖ 2515 с грузоподъемностью 500 кг и большими Газонами, способными перевезти 4.5 т. была пропасть.
Главным ответом ГАЗа стал старт производства ГАЗели (г/п 1.5 тонны), полностью перевернувшей российский рынок коммерческого транспорта. Но сейчас многие забыли, что параллельно разрабатывалось еще одно семейство автомобилей 2307/2308, которое с грузоподъемностью в 1 тонну должно было встать аккурат посередине между Ижевским «Пирожком» и ГАЗелью.
Разрабатывать ГАЗ 2307 начали в 1994 г., когда все силы были направлены на постановку на конвейер ГАЗели. Поэтому разработку 3307 вели по остаточному принципу и собирали из мусора, который можно найти в цеху (шутка). Пикап получился сборной солянкой из других серийных и перспективных моделей ГАЗа. Кабиной поделился Газон 3307, шасси и коробку передач целиком взяли от Волги 31029, а грузовую платформу от «Бурлака» (опытный пикап на базе Волги). Базовым двигателем должен был стать ЗМЗ 409 2.7 150 л.с., а по заказу дизель ГАЗ 560 2.1 л 110 л.с. (лицензионный Steyr).
Первый образец был готов уже в 1995 г. Его повозили по выставкам и… потенциальных покупателей он не заинтересовал, что неудивительно. Ведь тогда уже можно было купить куда более современную и удобную ГАЗель. А нишу машин с грузоподъемностью до тонны позже закрыли Соболем.
Газовцы не отчаялись и решили изменить концепцию машины, чтобы избежать внутренней конкуренции. Новый пикап с полным приводом и блокируемым межосевым дифференциалом получил индекс 2308 и собственное имя «Атаман». Машине поменяли раму, рулевое управление и установили неразрезные мосты. А крупные колеса с шинами 225/75 R16 сделали облик более гармоничным.
Атаманпредназначался в первую очередь для села и должен был конкурировать с УАЗовским «Головастиком» 3303. Кроме того, на базе модели 2308 сделали два десятка прототипов от люксового внедорожника до спецмашин типа скорой и инкассаторского броневика.
Увы, семейству Атамана не суждено было пойти в серию. В 2000 г. автозавод перешел в собственность компании «Базовый элемент» Олега Дерипаски. Новое руководство сразу начало оптимизацию и поставило крест на большинстве перспективных проектов.
В период с 1996 по 2000 было сделано несколько десятков экземпляров ГАЗ 2308. Большинство из них сделали для испытаний, например, один передали в опытную эксплуатацию в нижегородский аэропорт. Поэтому на сегодня живых экземпляров на всю Россию осталось не более 5 штук. Сегодняшний герой, чудом попавший в частные руки, один из них. Машину из последнего выпуска 2000 года с одним владельцем оценили в 1.5 млн. руб.
На этом все. Не забывайте ставить палец вверх и подписываться на канал.
Как считаете, нужен ли был России такой автомобиль?