28 мая 2021 г. в продаже появилась транспортная карта московского метрополитена «Тройка», посвящённая выставке Музея Транспорта Москвы – «Мечта москвича». Тираж карты 10 000 экземпляров. На «Тройке» изображён миллионный «Москвич» 408-й модели. С 1 июня посетители выставки могут оплатить билет «Тройкой» и получить скидку 10% на любую категорию билета.
Музей Транспорта Москвы 18 мая 2021 г. открыл первую большую выставку «Мечта москвича» в павильоне №26 «Транспорт СССР» на ВДНХ, представив 30 экспонатов и более 300 артефактов. Экспозиция выставки, рассказывающая историю марки «Москвич», основана на реальных событиях из жизни самого народного советского автомобиля.
В 1960-е гг. «Москвич» был единственным полноценным автомобилем, который жители СССР могли приобрести без специального разрешения, после многолетней очереди на предприятии, либо в комиссионном магазине. Дефицит и очереди были причиной постоянного ажиотажа вокруг машин. Тогда «Москвичи» массово отправлялись на экспорт и ценились в европейских странах за свою надёжность и дешевизну.
Изображённый на карте «Тройка» и представленный на выставке миллионный «Москвич» сошёл с конвейера Московского завода малолитражных автомобилей (МЗМА) 18 мая 1967 г. 20 лет потребовалось заводу для данного достижения.
Автомобиль «Москвич-408» цвета слоновой кости был собран в экспортном исполнении, которое предполагало богатую комплектацию. Но вместо четырехфарной, взяли двухфарную машину (обычно на экспорт шла четырёхфарная модель). На радиаторе укрепили золотые цифры «1 000 000».
Теперь подробнее о самой модели. «Москвич-408» являлся базовой моделью третьего поколения автомобилей МЗМА (с 1968 г. – АЗЛК) и выпускался с 1964 по 1976 гг.
Работы по 408-й модели начались в 1959 г. С 1961 г. МЗМА построил и испытал 14 опытных образцов, прежде чем пустить новый «Москвич» в серию. Был разработан полностью новый кузов (дизайнер – Б.С. Иванов), который в то время на фоне других автомобилей смотрелся как космическая ракета. В остальном «Москвич-408» стал разумным развитием 407-й модели.
С декабря 1962 г. по июль 1965 г. завод выпускал переходную модель «Москвич-403», которая имела кузов 407-й, но оснащалась новыми узлами будущей 408-й модели, а впоследствии и новым двигателем модели 408, представлявшем собой дальнейшее развитие мотора модели 407. Первый серийный «Москвич-408» сошёл с конвейера 1 августа 1964 г.
В июле 1965 г. завод полностью перешёл на выпуск 408-й модели, окончательно сняв с производства переходную 403-ю модель.
До 1969 г. «Москвич-408» выпускали как с двумя, так и с четырьмя круглыми передними фарами. Второй вариант в основном был ориентирован на экспорт.
А в СССР автомобиль стал еще и кинозвездой, снявшись в фильме Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука», вышедшем на экраны страны в 1969 г.
Кстати, модель автомобиля «Москвич-408» из кинофильма «Бриллиантовая рука» в масштабе 1:43 можно приобрести в интернет магазине UNOMAG.RU.
За время производства «Москвич» 408-й модели не один раз подвергался модернизациям. Одной из самых важных стала модернизация 1969 г. для удовлетворения европейских требований безопасности, когда машина получила новый кузов. Появились прямоугольные фары производства ГДР, новые подфарники, новая решётка радиатора, задние прямоугольные фонари и треугольные указатели поворотов.
«Москвич-408» был рекордсменом экспорта. Около половины выпущенных автомобилей поставлялись за рубеж, а в рекордном 1969 г. экспорт составил 64%. Как на Западе, так и в СССР «Москвич-408» хвалили за ремонтопригодность, неприхотливость, прочность кузова, проходимость и манёвренность, а в 1966 г. эксперты английского журнала «THE MOTOR» пришли к выводу, что советская модель – одна из самых быстроходных в своём классе.
С 12 декабря 1966 г. «Москвич-408» параллельно с МЗМА выпускался на Ижевском автозаводе под маркой «Иж». Единственным отличием была эмблема на решётке радиатора. В Ижевске эту модель делали около года, выпустив всего 4196 экземпляров, потом сразу перешли на более совершенный «Москвич-412».
На МЗМА (АЗЛК) автомобиль продолжал выпускаться до 1976 г., параллельно с «Москвичом», снабжённым новым более мощным двигателем модели «412», выпуск которых был начат в 1967 г. В результате между последними «Москвичами-408» и первыми «Москвичами-412» было очень мало разницы.
То время, когда выпускались «Москвичи» моделей «408» и «412», можно назвать золотым веком советского автопрома. Технический уровень отечественных машин той поры был не хуже тех, что выпускались зарубежными фирмами.
Сегодня жители столицы могут отдать дань уважения легендарному заводу и автомобилю марки «Москвич», не только посетив выставку «Мечта москвича», но и став обладателями памятной «Тройки».
Сохранившиеся экземпляры автомобилей «Москвич-408» иногда встречаются и в наши дни.
Спасибо, что дочитали до конца, ставьте лайк (👍 - палец вверх), подписывайтесь на мой канал и делитесь своим мнением в комментариях.
Рекомендую посмотреть: