В 1909-м году в окрестностях Массачусетса проводились учения Национальная гвардии. Несколько тысяч бойцов за красных и синих отрабатывали взаимодействие в наступлении и обороне дорог и мостов. Вместе с пехотой и конницей первый раз в военной истории принимали участие и мобильные артиллерийские системы - Автомобильные пушки на шасси грузовиков Паккард и Фрайер.
Automobile Guns/Sherburne Automobile Gun/Автомобильные пушки/Автомобильные пушки Шербурна.
Страна: САСШ
Год выпуска: 1909
Кол-во: 2
Шасси: 3-тонные грузовики Frayer-Miller и Packard
Двигатель: 30 л.с.(Frayer-Miller)/24 л.с. (Packard)
Вооружение: 36,7-мм пушки Driggs-Schroeder one-pounder gun
Машины огневой поддержки были построены для проверки возможности и эффективности использования моторных орудий в бою. Иногда эти колесные САУ называют Sherburne Automobile Gun, по имени капитана Шербурна, который написал статью в Пехотный журнал в 1909 году, но были ли он автором проекта, или только командиром гвардии и автором статьи, неизвестно. 1909-год был вообще богат на эксперименты. Майор, а позднее полковник Давидсон ( R.P. Davidson) из Северо-Западной Военно-Морской Академии (Northwestern Military and Naval Academy) в Висконсине, известный популяризатор механизации армии создал на шасси Кадиллаков мобильную зенитную батарею из двух боевых машин и машин сопровождения.
В 1909 году информация об экспериментах Дэвидсона широко расходилась среди военных, к этому добавились слухи о создании в Германии пушек на автомобильных шасси. В 1908-м году фирма Круппа на шасси Даймлера построила автомобильную систему для перевозки артиллерийского орудия, а в 1909 году уже собрала и полноценное моторное орудие Daimler Plattformwagen 7,7-cm BAK L/27, правда зенитное. Использование моторных орудий для задач поддержки пехоты в Европе не рассматривалось и в Массачусетсе стали первыми, кто испытал и построил колесные САУ. В САУ переделали два 3-х тонных грузовика производства Паккард и Фрейер-Миллер. Платформы у обоих грузиков были одинаковые 12х6 футов (3650х1820 см). На платформе устанавливался 110-см тумба, на которую монтировались 1-фунтовая пушка Дригса-Шредера (Driggs-Schroeder one-pouder gun) морского типа. Пушки имели круговое вращение и угол подъема в 25 градусов.
История пушки Дригса-Шредера (Driggs-Schroeder one-pouder gun) началась в 1889 году, когда ВМС США устроила конкурс на вспомогательное однофунтовое орудие, которое весило бы меньше 100 фунтов (45,4 кг). Одним из участников конкурса, наряду с пушками Гочкиса, стала система Дригса-Шредера - Driggs-Schroeder Mark I с длиной ствола в 40 калибров. В зависимости от снаряда его скорость была от 400 до 549 м/с. С удлиненным на 10 калибров стволом была предложена пушка Mark II с начальной скоростью 574 м/с). Несмотря на то, что пушка получилась удачной, отдача у длинного ствола не позволяла применять её на легких судах и была создана третья версия, уже с длиной ствола в 33 калибра специально для легких судов. Ее масса получилась всего в 40 кг. Бронебойный снаряд пушки весил 0,94 фунта (0,43 кг)и был способен пробить до 1 ¼ дюйма (32 мм) стали в упор и до ¾ дюйма (19 мм) на расстоянии 1000 ярдов (914 м). До начала 30-х годов такой пушки было бы достаточно для любых противотанковых целей на поле боя.
В качестве шасси были выбраны два близких параметрам грузовика - 24-х сильный Паккард и 30-ти сильный Фрайер-Миллер, оба были 3-х тонными и легко могли перевозить на себе легкую морскую пушку Дригса-Шредера на тумбе и оснащенную бронированным щитом, снаряды и расчет пушки, оставалось ещё и место для десанта. История грузовиков Паккард началась в 1905 году, когда был построен первый 1,5-тонный грузовик Packard с оппозитным двухцилиндровым мотором мощностью 15 л.с. В 1908 году появился 3-тонный грузовик серии TD с четырехцилиндровым двигателем мощностью 24 л.с., трехступенчатой коробкой передач с сдвоенной приводной цепью, ставший родоначальником большого семейства.
Известность к грузовикам Packard пришла в 1911 году, когда один из них с тремя тоннами груза пересек континент от берега до берега - от Нью-Йорка до Сан-Франциско за 46 дней, учитывая почти полное отсутствие дорог в это время между штатами. Это было проделано впервые в автомобильной истории США. Трехтонные грузовики стали бестселлерами фирмы. В ходе Первой мировой войны армия США приобрела 4856 грузовиков Packard, и в тот же период более 5000 штук было продано военным ведомствам России, Франции и Великобритании. Трехтонный Паккард стал второй по распространенности после Уайт маркой грузовых автомобилей, используемых в Российской Императорской Армии. Всего было поставлено более 3-х тысяч автомобилей от этого производителя. Поэтому выбор в качестве одного из шасси для САУ в 1909-м году именно 3-х тонного Паккарда не выглядит ошибкой или случайностью, эта марка всегда отличалась надежностью.
Вторая машина Фрэйер-Миллер был более рискованным вариантом, хотя тогда военные об этом не догадывались. Грузовик был классической для того времени бескапотной схемы. История марки началась в 1904-м году, когда предприниматель Оскар Лир (Oscar Lear), владевший до этого фирмой Buckeye Motor Car Company, и два инженера Ли Фрэйер (Lee A. Frayer) и Уильямс Миллер (William Miller), известные конструкциями двигателей воздушного охлаждения, основали в Кулумбусе Компанию Автомобилей Оскара Лира (Oscar Lear Automobile Company), которая собиралась выпускать 4-х цилиндровые грузовики под маркой Фрэйер-Миллер (“Frayer-Miller”). В 1907 году начался выпуск грузовиков, а в 1908 году сельскохозяйственных машин марки Farmobile.
В 1909-м фирма вернула себе название «Buckeye National Motor Car Company», видимо к этому моменту обоих инженеров с фирмы уже убрали, и начала заниматься исключительно производством грузовых автомобилей. В 1910 году компания Buckeye National Motor Car Company была приобретена компанией Kelly Motor Truck Company, которая стала одним из заметных игроков на рынке грузовиков. Но в 1909-м военные купили ещё машину под маркой Фрэйер-Миллер с классической компоновкой для того времени - кабина над двигателем. Конечно иметь двигатель с воздушным охлаждением под водительским сиденьем удовольствие не из самых приятных, но тогда к удобству персонала относились менее внимательно чем сейчас.
Штат Массачусетс находится на побережье Атлантического океана и по этой причине в учениях 1909 года Национальная гвардия штата отрабатывала оборону от превосходящих сил противника высадившихся на побережье. Расчет пушки составлял четыре человека во главе с капралом, снаряды были расположены в ящике позади водительского сиденья. И если расчет и пехота были из состава Нацгвардии, то водители были профессионалами и были одолжены вместе с машинами у их владельцев. Первая задача, которая была поставлена перед отрядом моторный орудий, приданных Батарее А батальона Массачусетской полевой артиллерии, заключалась в перевозке "взрывчатки" на 12 миль для подрыва мостов вместе с отрядом "саперов" на это дело назначенных. За три с половиной часа было условно подорвано семь мостов, при минировании машины прикрывали саперов от атак кавалерии. Маневры показали, что с использованием автомобилей задача прикрытия отступления войск решается гораздо более быстро и эффективно. На второй день маневров САУ прикрывали оборону пехотного батальона, разместившись на обратных склонах холмов и замаскировав машины ветками деревьев, что не позволило "противнику" их обнаружить.
Когда по звукам выстрелов было определено, что "противник" начал фланговый охват обороны машины отправились на поддержку батальона. Шедший непрерывно в течении 3,5 часов дождь, который сделал дороги едва проходимыми, привел к снижению скорости движения, тем не менее, преодолев за 40 минут семь миль моторные орудия прибыли вовремя. На позиции моторные орудия размещались рядом друг с другом задней стороной к противнику. При необходимости корректировки позиции машины так же занимали ее задним ходом.
Другие статьи о первых образцах германских моторных орудий.
Германские зенитки. Daimler Plattformwagen. Часть 2. Daimler Plattformwagen mit 6.5 cm L/35 BAK
1.17. Daimler Plattformwagen. Часть 3. Daimler Plattformwagen 7,7-cm BAK L/27 1909.
Другие статьи о боевых машинах на шасси Паккард:
U.S. Packard Six Armored Car. 1914. Американец под кленовым сиропом.
U.S. Packard Twin-Six Armored Car M1916. Двенадцатицилиндровая ракета.
Американская машина смерти. Death Car Special. 1914. Бойня в Лудлове.
6.6. Ижорские броневики. Часть 6. 1-я автомобильная пулеметная рота. Пушечный БА Паккард. 1915.
Другие статьи об экспериметальных боевых машинах Дэвидсона:
О пулеметной трехколеске 1898 года: 3.1. Davidson-Duryea Light 3-Wheeled Car - Пулемет на колесах
О пулеметной четырехколеске 1900 года: 3.2. Davidson-Duryea Light 4-Wheeled Car - Пулемет становится на четыре колеса.
О Пулеметной батарее на электромобилях в 1900: 3.3. Davidson Auto Battery Armored Car - Первое тактическое боевое звено
О первой ЗПУ в 1909-м году: 3.8. Davidson-Cadillac Military Academy Balloon Destroyer. 1909. Попытка не пытка. Снова Майор Давидсон.
Источники:
Фотографии взяты у @Trucker и @Slava с RCforum.ru, или по их наводке
Crow, Duncan, Icks, Robert Joseph. Encyclopedia of Armoured Cars and Half-Tracks (1976)
Infantry Journal, Volume 6, 1909, pages 375 - 382.(https://catalog.hathitrust.org/Record/008607292)