В СССР очень любили приурочить появление какого нибудь автомобиля для народного хозяйства к определенной дате. Примеров тому множество. Вот и появление модели RAF 2203 подгадали к XXV съезду КПСС который проходил в самом начале 1976 года.
Однако перед выпуском этого микроавтобуса была проведена огромная работа. Страна остро нуждалась в такой технике, а предшественник 2203 имевший индекс 977 выпускавшийся с 1959 по 1976 годы безнадежно устарел. Да и базировался он на узлах и агрегатах снятого с производства седана М 21 Волга. К тому же потребность в таких машинах была огромна. Их использовали в качестве автомобилей скорой помощи, маршрутных такси, лабораторий и туристических автобусов. Но вот возможности Рижской автобусной фабрики были сильно ограничены. А ведь заводов производивших такую технику было всего два, на всю огромную страну. Это собственно РАФ и УАЗ, со своей буханкой. Правда последняя уступала латвийской машине в комфорте и вместимости салона.
Кому интересно. Рассказ о том, как ездить на РАФ 977
Для начала РАФ модернизировали и после изменений завод мог производить уже 25 тысяч единиц микроавтобусов в год. Правда только на бумаге, в реальной жизни предприятие могло осилить лишь 18 тысяч машин ежегодно, да и то, с большим трудом. Кстати работы по созданию 2203 начались еще в 1963. Две параллельно работающие группы инженеров создавали новую машину фактически с ноля. Правда использовались все те же узлы и агрегаты от Волги М21. Рабочее название прототипов было РАФ 982-I и 982-II.
Группа инженера Мейзиса собрала "единичку" к 67-му году. Оригинальностью машина не блистала, и была скорее похожа на довольно распространенный фургон Ford Trasit. У нее был небольшой прямоугольный капот, четыре окна по периметру кузова и ужасно неудобно сделанная дверь водителя и переднего пассажира. Узлы и агрегаты от Волги.
А вот вторая группа Эйсерта представила через год некий футуристический автомобиль, который еще и использовал более современный и мощный мотор от модели Москвич 412. Угловатая машина не пришлась по вкусу партийному руководству. Но к чести рижан можно сказать, что они убедили высоких начальников, что именно необычный, угловатый микроавтобус выглядит более современным. Именно под него и было создано новое производство. Причем первые предсерийные машины появились к 1975 году, а к дню проведения очередного партийного съезда РАФ заработал в полную силу.
Правда от неординарной внешности пришлось отказаться. Углы кузова сгладили. Мотор установили стандартный, от 24 Волги. Панель приборов и руль были тоже от нее.
Скажу честно, когда я впервые увидел этот автомобиль он меня потряс. Он скорее походил на западные образцы. Да, что бы попасть на передние сидения приходилось ставить ногу на довольно узкую подножку, зато в вместительный пассажирский отсек путь открывала большая распашная дверь. Летом нем было жарко, передние стекла опускались не до конца, зато задние форточки сдались почти на половину плоскости стекла и свежий воздух поступал в салон.
Что касается конструкции, то она, увы, была далека от совершенства. Проблему развески по осям не решили до самого снятие машины с производства. Слишком тяжелая "морда" напрочь убивала волговскую легковую подвеску родом из 1950‑х со шкворнями и резьбовыми втулками. Она изнашивалась чрезвычайно быстро.А мощные рессоры наоборот приподнимали корму. Обычно уже через год эксплуатации автомобиль "клевал" носом. Были проблемы и двухконтурной тормозной системой.
Рижане отдавали себе отчет без модернизации автомобиль будет устаревать. Совместно со специалистами НАМИ была разработана новая передняя подвеска типа Макферсон, дисковые тормоза на передних колесах. Пробовали новые силовые агрегаты. Но в СССР было не принято производить "отдельные" запчасти для столь небольших заводов. Все должно было быть унифицировано и произведено в промышленных масштабах . Да и конкурентов у РАФ не было. А потребности в нем были огромными. Так и дожил "Рафик" до 1991 года. Правда изменения в конструкцию все же вносили. Но с распадом страны он просто не выдержал конкуренции.
Тут спор зашел у читателей про ГАЗель, вот мой комментарий по ссылке
Да, про деревянный пол. На самом деле пол у автомобиля RAF 2203 был сделан из бакелитоваой фанеры. Это довольно интересный композитный материал, который получался путем склеивания листов фанеры под давлением и с использованием синтетических смол разного типа. Забавно, что кузова машин гнили нещадно, а этот пол на многих оставшихся автомобилях жив и поныне. Почему было использовано именно это решение? Для снижения общей массы кузова.
а вот ещё интересная история
Но микроавтобусы были не единственным продуктом РАФ
Кстати на Рижском автобусом заводе делали не только микроавтобусы. Вот ссылка на автомобили несущие на себе шильдик ГАЗ-РАФ.
А вот разработка московского завода ЗИЛ. Текст по ссылке