Всем привет, с вами Мишаня. Уж не знаю, как зайдёт эта статья, заранее благодарю вас за прочтение предыдущих. Аудитория наконец растёт. Так вот - если кто не забыл, я по-прежнему вот уже добрую часть жизни являюсь самопровозглашённым автоисториком ☻и марка Форд - одна из моих любимых. Много начитался нынче пасквиля, что мол Генри Батькович в тихую/в открытую одновременно как?! действовал и нашим, и вашим. Я о том что Форд типа посадил на свои колёса немецкую армию. Ну что ж, постараюсь с грацией тяжёлого танка проехаться по этим россказням. Поехали!..
Да, факты - вещь упрямая. На фото выше действительно Форд и действительно из Вермахта. Форд также имел некогда контакты с НСДАП и был антисемитом. НУ всё словно против дяди Генри. Однако смею напомнить что в переписке с НСДАП Форд состоял в переписке в конце 20-х, когда они ещё не пришли к власти, там он в своих посланиях и катил бочку на евреев. Но позже в письменном виде перед евреями извинялся, ибо потери были б не только репутационные. Повторно извинялся перед евреями накануне 2 мировой. Зашквар имел место быть, но тогда же (справедливости ради) зашкварились многие. До того как у Гитлера "потекла крыша", с ним пытались налаживать диалог, как оказалось - зря. Но не об этом статья, а о машинках, поэтому оставим в покое всякие Мюнхенские сговоры и прочее, и продолжим о железных конях.
Действительно, филиал Форда открылся недалеко от Кёльна ещё в 20-е, возле гор Таунус и назывался Ford-Werke AG. Что интересно, машины там производились автомобили полностью самостоятельные, а не копии американских Фордов. "Хедлайнером" филиалы был Ford Taunus, названный как раз в честь одноимённых гор. Это косвенно указывает на то, что филиал жил в коей мере своей жизнью, а дальше вот терзают смутные сомнения. Я про те полугусеничные грузовики вначале статьи. С одной стороны - у ура-патриотов и коммунистов всё запросто - "гадкий Форд подмахивал фашистам!". С другой - всё весьма путанно... мало информации по этой теме - разве что вот эта статья, вызывающая у меня сомнения. Знаю лишь что в 1939 Ford-Werke AG реорганизовали в компанию Ford Werke. Это попахивает переделом. В той же статье сказано, что в 1939 же фашисты берут под жёсткий контроль иностранные предприятия на территории Германии. Там же сказано что 1939-1941 гг. Форд (как и США в целом) держал нейтралитет к войне, а после Пирл-Харбора объявляет себя частью "Арсенала демократии" - значение этого думаю не надо пояснять. Итого 2 рабочие версии: 1) Завод Форд оттяпали фашисты. 2) Форд наклепал грузовиков для Германии лишь в период нейтралитета до 41 года. Итак, при массе вопросов, байка о том что Генри Форд всю войну сидел на 2 стульях - несостоятельна. (Уж поверьте, тут легко в таком случае бы пришили госизмену и закрыли б фордовскую авто-лавочку).
А мы движемся дальше - от США перемещаемся в туманную Великобританию. И внимательный зритель увидев картинку скажет:
"А это что за покемон зверь?! Даймлер у англичан?.. так это ж немецкая фирма, что делала Мерседесы! А Мерседес делал грузовики Вермахту. Совпадение? Не думаю! Попалась капиталистическая Европа!"☻Конечно это шуточная реплика, но данный вопрос вызвал недоумение и у меня (имел постыдный пробел по этой теме). Нет, тут не совпадение - в обоих случаях тут Даймлер и даже пишется одинаково. А соль вот в чём: Daimler AG и Daimler Motor Company - 2 разные фирмы. Daimler Motor Company - английская контора, основанная в 1896 г. А название своё и использование слов "Даймлер" в своих автомобилях марка получила после приобретения патента на производство двигателей у того самого Готтлиба Даймлера и это было лично с ним согласовано. Так что британский и немецкий "Даймлер" связывал лишь когда-то купленный движок.
Ну и закачивая тему войны: иногда одна и та же техника реально была у обеих сторон. Вот танки Fiat 11/39 у австралийской армии. Но тут бОльшая часть источников гласит однако, что это были трофейные машины, а не официальные довоенные поставки. Напишите, у кого какая инфа есть.
Ну и последний пример на сегодня - 2 абсолютно (!) не связанных автозавода с одинаковыми названиями (только одно на латинице). Я про ЛиАзы. Вы конечно же слышали про Автобус Лиаз-677 и наверняка в детстве на нём катались. ☻Но были ещё и грузовики с замысловатой надписью Liaz над облицовкой слева. Так вот - это чешские автомобили (Либерецкие автомобильные заводы), которые официально поставлялись ещё в СССР и никакого отношения к Ликинскому автобусному заводу не имеют. Претензий к авторским правам внутри Соцлагеря вроде как не возникало.
Вот такая спонтанная статья. Всем добра и машинок! ☻ На сегодня всё - до новых встреч.
Проклятья и оскорбления пишите в комментарии/делитесь/лайкайте... И подписывайтесь сюда ✵