Найти в Дзене
АвиаОбоз

Космоплан МАКС. Он должен был стартовать с Ан-225 Мрия

Все знают и любят Ан-225 Мрия, самый большой самолет в мире. Многие знают о его основном предназначении – много лет назад самолет предназначался для перевозки советского челнока "Буран". Но это была не единственная функция гиганта, связанная с космосом. Также планировалось, что Ан-225 будет исполнять роль воздушной стартовой платформы

И создаваемый для старта с Мрии орбитальный самолет часто незаслуженно забывают. Он был разработан в рамках проекта под названием МАКС - «Многоцелевая авиационно-космическая система». И если бы его конструкторам удалось сделать все, что они обещали, у космоплана уже тогда мог быть потенциал для революции в космических путешествиях.

Маленький шаттл

Усилия по созданию в СССР орбитальных самолетов были начаты в начале 1960-х годов, после того как были раскрыты планы США по созданию Boeing X-20 Dyna-Soar, первого многоразового космического аппарата. У орбитальных самолетов был большой военный потенциал, поскольку они позволяли не только быстро выводить и возвращать спутники, но и могли функционировать как орбитальные бомбардировщики.

X-20 Dyna-Soar. Фото: U.S. Air Force
X-20 Dyna-Soar. Фото: U.S. Air Force

Затем последовал проект «Спираль», разрабатываемый конструкторским бюро «Молния». Разработчики провели множество исследований, но ни одно из испытаний не было успешным. Однако проделанная работа проложила путь «Бурану», и в 1970-е годы проект «Спираль» был прекращен, дабы сосредоточиться на космическом челноке. Но идея иметь более компактный орбитальный самолет никуда не делась. Как только разработка «Бурана» была закончена, конструкторское бюро «Молния» принялось за его маленького собрата.

В 1960-х годах, готовя свой ответ Х-20 Dyna-Soar, советские ученые решили, что запуск орбитальных самолетов с помощью гиперзвуковых самолетов будет намного эффективнее, чем с использованием ракет. Из-за отсутствия в те годы гиперзвуковых двигателей первым реальным кандидатом нести "Спираль" Сухой Т-4, сверхзвуковой бомбардировщик. Но проект Т-4 так и не был реализован, что отчасти способствовало закрытию программы "Спираль".

Поэтому решили использовать что-то менее амбициозное. У конструкторов такой кандидат уже был - это Ан-225, который разрабатывался в то же время и предусматривал перевозку тяжелых грузов на фюзеляже. Необходимо было найти решение по отсоединению этих грузов в полете.

Макет космоплана МАКС. Конец 80-х. Фото: testpilot.ru
Макет космоплана МАКС. Конец 80-х. Фото: testpilot.ru

Большие ожидания

К 1988 году этап проектирования МАКСа был завершен, и «Мрия», совершившая в том же году первый полет, была готова. Орбитальный самолет был прямым потомком «Спирали» и наработок, связанных с этим, но в нем были учтены все удачные решения, найденные при разработке «Бурана».

Предполагалось, что он будет иметь три варианта:

  • МАКС-ОС-П - космоплан, способный нести экипаж из двух пилотов, 7 тонн груза и одноразовым топливным баком,
  • МАКС-Т - роботизированный вариант с 14 тоннами груза,
  • МАКС-М - полностью многоразовый вариант.

Последняя модификация не получила достаточного внимания и в конечном итоге от неё отказались, но первые две дошли до стадии макета, и, если бы не распад СССР, они, вероятно, стали бы активными участниками советской космической программы.

Конечно, они сильно отличались "Бурана" и Space Shuttle с их грузоподъемностью в 30 и 25 тонн соответственно. Но у МАКСа были свои преимущества.

Продолжение следует...

Источник: AeroTime Hub

Перевод: АвиаОбоз

Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу

Читайте еще на канале