Советский комбайн НИВА являлся самой распространенной моделью зерноуборочной сельхозтехники в СССР начиная с 70-ых годов прошлого века. Вы не поверите, но НИВА выпускался на Ростсельмаш с 1970 по 2005 год. А с 2005 по 2017 год его модернизированная версия НИВА-ЭФФЕКТ продолжала собираться в Ростове-на-Дону. Но технологии не стоят на месте и пришло время заменить легенду.
Настоящим наследником легенды советских полей НИВА стал зерноуборочный комбайн NOVA, который тоже производит компания Ростсельмаш. Выпускается две модели в линейке: NOVA 320 и NOVA 340. Комбайны NOVA 320 и 340 оснащены двумя разными двигателями: 167 и 180 л. с. соответственно.
Для NOVA 320 используется рядный 6‑цилиндровый двигатель Cummins.
Для NOVA 340 используется рядный 4‑цилиндровый двигатель ЯМЗ.
На сегодняшний момент, это самые доступные, компактные и маневренные представители модельного ряда зерноуборочных комбайнов RSM. Универсальная и неприхотливая линейка комбайнов NOVA идеальна для небольших полей со сложным рельефом.
Кроме российских фермеров, огромным спросом эти комбайны пользуются у иностранных агропроизводителей. Зерноуборочные модели Ростсельмаш очень популярны в Восточной Европе и даже в Германии!
Мне удалось внимательно рассмотреть модель NOVA 340 с российским двигателем ЯМЗ 534 в Академии Ростсельмаш.
Размеры комбайна NOVA 340 составляют 7 945 мм в длину и 3 400 мм в ширину, без жатки, естественно. Жатка может иметь ширину захвата 4,5,6 или 7 метров. То есть каждый аграрий сможет подобрать на свой "вкус". Несмотря на внушительные, казалось бы, габариты, радиус разворота комбайна составляет всего 7.5 метров, то есть меньше, чем у среднестатистического автомобиля. Но главная фишка этой модели - это чрезвычайно вместительный бункер - более 4500 литров и высота выгрузки более 4 м.
Естественно, всех механизаторов, которые еще помнят советские комбайны НИВА волнует комфорт в кабине. Здесь с этим всё на высоте. Техника оснащается двухместной кабиной Comfort Cab с панорамным остеклением, включающей систему кондиционирования и отопления, холодильный отсек для напитков, информационно-голосовую систему.
Есть возможность установки системы дистанционного мониторинга РСМ Агротроник. То есть за работой комбайна можно следить удаленно с рабочего компьютера и даже смартфона, скачав соответствующее приложение от разработчиков Ростсельмаш. Нынешним агрономам в этом плане повезло, полный контроль над процессом в поле.
Вот мы с вами и добрались до двигателя, его я рассматривал особенно тщательно. В данной модели устанавливается российский мотор Ярославского производства.
Итак ЯМЗ 534 (Stage IIIа) - рядный 4-х цилиндровый турбодизельный агрегат рабочим объемом 4.43 литра развивающий 180 лошадиных сил. Система Common Rail обеспечивает максимальную мощность и экологичность выхлопа. Двигатель относительно новый и серьезно отличающийся от старых атмосферников, в том числе по экономичности. Из особенностей можно отметить наличие системы контроля расхода топлива и возможность отслеживания загрузки двигателя.
В сочетании с гидростатической трехскоростной трансмиссией силовой агрегат работает максимально эффективно. Емкость топливного бака относительно составляет 300 литров. Этого вполне хватает для работы более одной смены довольно экономичной техники.
Специально для своих подписчиков снял небольшой видео обзор комбайна.
В базовой комплектации комбайн предлагается с универсальной зерновой жаткой Power Stream шириной 4/5/6/7 м. Её отличительные черты — удлиненный стол, гидравлический привод мотовила с синхронизацией скорости в зависимости от рабочей скорости комбайна. Жатка обеспечивает минимальные потери колосом и зерном на осыпании, равномерно подает ворох в любых условиях работы.
Новая транспортная наклонная камера с системой копирования рельефа обеспечивает быстрое и равномерное передвижение вороха к молотилке, перед которой установлен камнеуловитель... Перечислять все технические особенности не будем, тем более я рассматривал комбайн вообще без жатки.
В общем и целом, можно констатировать, что наследник легендарного комбайна НИВА получился весьма достойный. Отрадно, что техника собрана с максимальной долей локализации, да еще и с российским движком!