Найти тему
Викиум

Слабонервным не читать: самые жестокие психологические эксперименты в науке

Оглавление

Наука зиждется на исследованиях — для открытий нужны доказательства. Но иногда методы проверки гипотез не имеют ничего общего с гуманностью... И вот наглядные примеры.

Стэнфордский эксперимент

В 1971 году американский психолог Филипп Зимбардо решил изучить влияние социальных ролей людей на их поведение. 24 добровольцам предстояло провести две недели в импровизированной тюрьме. При этом испытуемых поделили на «заключенных» и «надзирателей».

Первым выдали робы, отобрали нижнее белье, взяли отпечатки пальцев и присвоили номера. «Охранники» получили деревянные дубинки и униформу. В первый же день «надсмотрщики» стали проявлять агрессию. Через сутки «заключенные» взбунтовались, но получили тумаки дубинками и огнетушителями! «Охранники» взбеленились: заставляли подчиненных спать на голом полу, лишали еды и душа, принуждали делать отжимания до потери пульса.

Через 6 дней эксперимент свернули — вмешалась аспирантка Кристина Маслак, которая проводила в «тюрьме» тесты. Сам Зимбардо все-таки обобщил итоги опыта: он заключил, что социальные роли и сила авторитета очень влияют на человеческое поведение. И даже сверхжестокие действия люди оправдывают, если видят, что те совершаются в рамках их идеологии.

Опыт Милгрэма

Этот эксперимент поставили в 1963 году, чтобы выяснить, куда может завести человека стремление исполнить приказ. Участвовали обычный испытуемый и подсадной актер. Первому давали роль учителя, второму — ученика. Ученик запоминал длинный список из словесных пар, а учитель проверял, насколько хорошо это удалось. Если ученик ошибался, учитель должен был нажать на кнопку, подпускающую к «студенту» несильный, но болезненный электрический разряд.

Правда, ученик-актер просто имитировал свои страдания и специально все чаще ошибался. Но «учитель» верил, что все по-настоящему. И что же? 65% «учителей» планомерно наказывали напарников по эксперименту, прибавляя силу тока до критических 450 Вт (даже когда актер «терял сознание»). Остальные остановились на отметках пониже, но все равно довели «обучение» до конца...

Эксперимент Джонсона

В 1939 году американский исследователь Уэнделл Джонсон решил доказать, что у детей речевые нарушения (например, заикание) провоцирует, в основном, жестокое обращение. Он под предлогом логопедических тестов отобрал в сиротском приюте в Давенпорте 22 детей без дефектов речи. В университете Айовы их разделили на две подгруппы. Обе читали вслух, учили стихотворения и общались с учеными.

Только в первой группе детей всячески подбадривали, хвалили и восторгались их успехами. А подопытных несчастных из второй группы жестко высмеивали, упрекали, грубо критиковали, кричали на них.

Очень скоро у детей из второй группы появились нарушения речи и замкнутость. Многие вообще надолго замолчали, боясь произнести даже слово. А некоторые так и не оправились от этой травмы — мучились потом всю жизнь.

Зверские методы Джонсона открыто критиковали в научном сообществе. Но были те, кто его поддержал за новаторство и смелость. Лишь в 2001 году университет публично извинился перед участниками эксперимента. Шестеро оставшихся на тот момент в живых получили компенсацию — по $925000.

К счастью, времена таких негуманных методов давно в прошлом. Теперь наука развивается во всех смыслах на благо человека. И Викиум — яркое тому подтверждение. Самые передовые достижения нейропсихологии ложатся в основу наших курсов и когнитивных тренажеров — чтобы вы могли ими пользоваться для улучшения качества жизни.

Напоминаем, что самые востребованные продукты мы собрали в наиболее выгодном для вас тарифе Ultra — а сейчас на него еще и существенные скидки!