В середине лихих девяностых годов новое поколение менеджеров Горьковского автозавода не сразу смогло однозначно определиться с модельным рядом грузовиков. Это было причиной появления одновременно нескольких моделей, которые были внешне похожи, но коренным образом отличались узлами.
В это время появился грузовик, которому суждено было задержаться на конвейере на несколько десятилетий. Краткая история ГАЗ-3309 предлагается в настоящей публикации.
Что стало причиной появления ГАЗ-3309?
Четырёхцилиндровый дизель, полученный в результате «удаления» двух цилиндров у лицензионного Deutz попробовали на трёхтонном ГАЗ-3306. Выяснилось одно неприятное обстоятельство. Дизель не обеспечивал машине ожидаемую динамику, что было не приемлемо для современного грузовика. Начали искать пути повышения мощности мотора.
Решили попробовать принудительное нагнетание воздуха в двигатель — наддув. Поставили чешскую турбину. Для большего наполнения двигателя воздухом добавили охладитель. Эффект оказался прогнозируемым. Мощность возросла более чем на 35% и достигла 116 л.с. Мотор ГАЗ-5441 оказался удачным и в части мощностной характеристики.
Испытанное шасси и значительная его унификация с 07-й моделью позволило поставить грузовик на конвейер в конце 94-го года. Ему дали индекс ГАЗ-3309. Машина могла везти 4,5 тонны груза со скоростью 90 км/час, обеспечивая впечатляющую для грузовика динамику. Наличие высоко расположенной трубы забора воздуха с левой стороны кабины было главным отличием дизеля.
Через два года ГАЗ-3309 вытеснил с конвейера бензинового собрата и стал основной моделью газовских грузовиков. Его судьба осложнилась внутренним соперничеством менеджеров завода, которые искали пути развития наиболее эффективных проектов, не всегда оправдывающих ожидание. Так производство газовского дизеля было признано убыточным и его «прикрыли» летом 97-го года.
К этому времени изменились государственные требования к безопасности и экологичности грузовиков. Всё вместе привело к прекращению выпуска ГАЗ-3309 и возобновлению производства ГАЗ-3307 с бензиновой «восьмёркой» заволжского завода. Пауза продлилась до 2001 года, когда решили покупать минский дизель модели Д-245.7, успешно применявшийся на московском «Бычке».
С белорусским дизелем машину выпускали почти 20 лет. При этом постепенно улучшалась его экологичность. В 2006 году — второй европейский стандарт, 2008 — Евро-3. Одновременно горьковские специалисты испытывали на своих грузовиках дизели других отечественных и мировых производителей.
Результатом этой работы стало появление модификаций 09-й модели с заокеанскими моторами Cummins ISF 3.8L с 2012 года и ярославскими ЯМЗ-5342.10, которые обеспечили горьковским грузовикам сертификацию в экологическом классе Евро-4. Ярославские моторы стали основными на газовском грузовике с 2013 года.
Модификации ГАЗ-3309.
- ГАЗ-3309 — 4,5 тонный бортовой грузовик (шасси) с минским дизелем экологического класса от Евро-2 до Евро-4 имел колёсную базу 3,77 м.
- ГАЗ-33091 — увеличенная база для грузовиков и шасси. С 2017 года оснащались минским мотором ЯМЗ-53442 пятого европейского экологического класса.
- ГАЗ-33091 — отличался от предыдущего длиннобазового автомобиля наличием двухрядной кабины и предназначался для установки противопожарного оборудования.
- ГАЗ-33094 — шасси с длинной базой для установки курганских и семёновских автобусных салонов выпускались шесть лет (2002-2008 годы).
- ГАЗ-33096 — отличалась от базовой модели наличием дизеля ISF3.8s3154 от Cummins , оснащённом турбиной. Мелкосерийное производство в течение 10 лет с 2006 по 2016 годы.
- ГАЗ-33097 — опытные образцы 95-го года с полным приводом, которые явились прототипами «Садко».
- ГАЗ-33098 — производится с 2013 года с ярославским дизелем ЯМЗ-53443
В настоящее время ГАЗ-33098 выпускается в базовом варианте и модификациях для установки специальных надстроек и является основным среднетоннажником России, находя своих потребителей в разных областях экономики.
Читайте другие публикации канала «Дневник оптимиста» .