Найти в Дзене

Сенсация или фейк? Считавшийся ранее не сохранившимся, автомобиль Л-1 дожил до наших дней в единственном экземпляре

Есть в моей коллекции советский значок с изображением автомобиля и надписями «Красный путиловец», «Л-1» и «1933».

Л-1 – это автомобиль, о котором сегодня помнят в основном любители истории отечественного автомобилестроения. Информации о машине мало, в основном о ней известно из книги бывшего председателя клуба «Следопыты автомотостарины» советского и российского журналиста, автоисторика, инженера-конструктора Льва Михайловича Шугурова «Автомобили России и СССР».

Сегодня часто расшифровывают индекс «Л-1» как «Ленинград-1», но в литературе 1930-х гг. литера «Л» обозначала «легковой», а в литературе с 1940-х по 1980-е гг. автомобиль фигурирует просто как «Л-1» без всякой расшифровки. И только в 1993 г. в книге «Автомобили России и СССР» Л.М. Шугуров называет его «Ленинград-1».

Внешний вид автомобиля многим знаком по рисунку советского и российского художника, автомобильного дизайнера и организатора автоспорта Александра Николаевича Захарова – автора иллюстраций знаменитой серии «Из коллекции «За Рулем».

Л-1. Рисунок из альбома «Рисунки автомобилей. Александр Захаров», М. – ЦДТС, 2003.
Л-1. Рисунок из альбома «Рисунки автомобилей. Александр Захаров», М. – ЦДТС, 2003.

Л-1 создавался в начале 1930-х гг., когда в СССР появилась потребность в автомобилях представительского класса. В июне 1932 г. перед заводом «Красный путиловец» ( с 1934 г. «Кировский завод») в Ленинграде была поставлена задача создать представительский автомобиль.

Выпуск было решено организовать на освободившихся площадях тракторного отдела, после сворачивания производства устаревшего колёсного трактора «Фордзон-Путиловец». Предполагалось к 1 мая 1933 г. выпустить опытную партию из 10 автомобилей.

Основой для создания первого советского лимузина (так в СССР называли все дорогие и престижные автомобили) послужил семиместный американский Buick самой престижной 90-й серии 1932 г. (для краткости называемый «Buick 32-90»), 2 экземпляра которых были закуплены в США. Один автомобиль был разобран для снятия чертежей со всех деталей и подбора нужных для их изготовления материалов.

Выполнением чертежей занимался ленинградский институт «ЛенгипроВАТО» (есть мнение, что «Л-1» означает «ЛенгипроВАТО-1») с привлечением инженеров «Красного путиловца». Проектные работы начались в октябре 1932 г., а в марте 1933 г. под руководством технического директора завода М.Л. Тер-Асатурова и директора предприятия К.М. Отса, под наблюдением американского инженера Харля была начата сборка опытной партии автомобилей Л-1 в количестве 6-ти штук.

«Buick 32-90» на то время был очень прогрессивной и сложной машиной, состоящей из 5450 деталей. Большинство агрегатов, узлов и деталей пришлось впервые осваивать в отечественном автомобилестроении. Все детали автомобиля Л-1 были изготовлены на «Красном путиловце» и других заводах СССР. Кузова Л-1 изготавливались вручную мастерами вагонного цеха завода. Шины поставлял ленинградский «Красный Треугольник».

«Buick» в обилии содержал автоматику и имел совершенный для своего времени верхнеклапанный рядный 8-цилиндровый двигатель.

Кроме двигателя сложными в изготовлении были сдвоенные карбюраторы, полуавтоматическое сцепление, термостат, автоматически открывающий и закрывающий створки жалюзи радиатора, расположенные по бокам капота, рычажные гидравлические амортизаторы с дистанционной (с места водителя) регулировкой сопротивления и многое другое.

Внешне Л-1 от американского прототипа практически не отличались, только эмблему «Buick» заменила эмблема завода «КП», а вместо колёс со спицами машины получили штампованные диски.

Опытная партия из 6-ти Л-1 во дворе завода. Источник https://www.zr.ru/content/news/536299-sovetskij_buik_l-1/#gal536299-all:1.
Опытная партия из 6-ти Л-1 во дворе завода. Источник https://www.zr.ru/content/news/536299-sovetskij_buik_l-1/#gal536299-all:1.

1 мая 1933 г. 6 лимузинов (фактически это были седаны) Л-1 были показаны в Ленинграде на первомайской демонстрации трудящихся на пл. Урицкого (бывшая Дворцовая). 19-22 мая 1933 г. эти же 6 машин участвовали в показательном пробеге в Москву и вернулись обратно.

1 мая 1933 г. Источник https://cont.ws/@dmitri1967/259932.
1 мая 1933 г. Источник https://cont.ws/@dmitri1967/259932.

Всего по плану второй пятилетки (1933-1937 гг.) планировалось выпустить до 20 тыс. автомобилей Л-1, но грандиозные планы не осуществились. «Красный путиловец» с февраля 1933 г. приступил к производству танков Т-28 и для выпуска автомобилей не хватало производственных мощностей. По неподтвержденным данным, были собраны ещё 4 автомобиля.

Дальнейшие работы по представительскому автомобилю вёл уже коллектив 1-го государственного автозавода им. И.В. Сталина (ЗИС), куда была передана вся техническая документация по автомобилю Л-1 и где в 1937 г. с учётом наработок завода «Красный путиловец» был налажен выпуск первого серийного отечественного представительского автомобиля ЗИС-101.

До недавнего времени считалось, что до наших дней ни один экземпляр Л-1 не дожил, однако появилась информация, что энтузиастам удалось обнаружить единственный чудом сохранившийся экземпляр.

  • Двигатель: рядный 8-цилиндровый верхнеклапанный
  • Диаметр цилиндра и ход поршня: 84 х 127 мм
  • Рабочий объем: 5650 см3
  • Мощность: 105 л.с. при 2900 об/мин
  • Коробка передач: механическая 3-ступенчатая
  • Рама: лонжеронная
  • Подвеска: на полуэллиптических рессорах
  • Тормоза: барабанные всех колес
  • Кузов: 4-дверный 7-местный
  • Максимальная скорость: 115 км/ч

Сохранившийся экземпляр должен был экспонироваться на стенде московской компании «Ретролегенда» с 8 по 11 апреля в Санкт-Петербурге на 30-й выставке старинных автомобилей «Олдтаймер-Галерея», после чего отправиться в частную коллекцию.

Спасибо, что дочитали до конца, ставьте лайк (👍 - палец вверх), подписывайтесь на мой канал и выражайте свои мысли в комментариях.

Рекомендую:

Авто
5,66 млн интересуются