Есть в моей коллекции единый проездной билет 2016 г., посвящённый празднику Московского троллейбуса, с изображением троллейбуса МТБЭС.
В 2016 г. на базе Музея ретроавтомобилей на улице Рогожский Вал был создан музей «Московский транспорт». В его здание перевезли тридцать отреставрированных автобусов и троллейбусов из фонда Музея пассажирского транспорта, среди которых был этот, единственный сохранившийся, троллейбус СВАРЗ-МТБЭС бортовой номер 701, построенный в 1963 г. Ежегодно с 2013 г. экспонаты музея участвовали в параде на празднике московского троллейбуса.
История троллейбусов марки СВАРЗ (Сокольнический вагоноремонтно-строительный завод) началась в 1955 г. с разработки и постройки специального троллейбуса, предназначенного для работы на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке ВСХВ (позднее — ВДНХ). Было построено 18 машин СВАРЗ-ТБЭС (троллейбус экскурсионный сокольнический).
Опыт эксплуатации этих машин помог расширить сферу применения сокольнических троллейбусов и сделать городской троллейбус с более практичным и простым в изготовлении кузовом, чем у выставочной машины. Так в 1958 г. появился троллейбус модели МТБЭС (Модернизированный троллейбус экскурсионный сокольнический). Его выпускали несколько лет, построив 524 экземпляра.
Звёздным часом троллейбуса СВАРЗ-МТБЭС стал художественный фильм Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля», в котором водителем такого троллейбуса работает Люба (Ольга Аросева), невеста Юрия Деточкина (Иннокентий Смоктуновский).
Другой фильм, где участвует троллейбус СВАРЗ-МТБЭС – «Приключения жёлтого чемоданчика», в котором доктор (Евгений Лебедев) и бабушка (Татьяна Пельтцер) бегут за троллейбусом и влезают на него по задней лесенке.
Теперь об истории завода. Вследствие бурного развития московского трамвая на рубеже ХIХ-ХХ вв., увеличения количества подвижного состава и протяженности маршрутов, в 1905 г. были основаны Сокольнические трамвайные ремонтные мастерские.
После победы Великой Октябрьской социалистической революции мастерские были национализированы, и на их основе был создан Сокольнический вагоноремонтно-строительный завод (СВАРЗ), который за время своего существования изготавливал разнообразную продукцию: от артиллерийских снарядов во время обеих мировых войн до фуникулеров в сочинских санаториях.
В течение 1933-1935 гг. завод собирал первые советские троллейбусы ЛК-1.
В разные годы СВАРЗ изготавливал рельсоуборочные машины, рельсотранспортеры, кабелеукладчики, автовышки для технического обслуживания и ремонта контактной сети трамвая и троллейбуса.
В 1960-е гг. СВАРЗ выпускал первые советские сочленённые троллейбусы повышенной вместимости ТС-1 и ТС-2.
Со второй половины 1960-х гг. основной продукцией завода стали: ремонт трамвайных ходовых и силовых агрегатов и капитальный ремонт автобусов ЛИАЗ-677, позже «Икарус».
В 2013 г. к заводу организационно присоединились Московский троллейбусный завод и Трамвайно-ремонтный завод, ставшие филиалами СВАРЗа.
В настоящее время Сокольнический вагоноремонтно-строительный завод, ведущее российское предприятие по производству и ремонту подвижного состава городского транспорта и его узлов и агрегатов, является филиалом ГУП «Мосгортранс».
Спасибо, что дочитали до конца, ставьте лайк (👍 - палец вверх), подписывайтесь на мой канал и делитесь своим мнением в комментариях.
Рекомендую посмотреть:
- 85 лет открытию в Ленинграде троллейбусного движения. Памятный «Подорожник» и история троллейбуса ЯТБ-1