Недавно в скупке по адресу: 9-я линия В.О. д.26 я купил за 150 рублей памятную настольную медаль с изображением советского трактора К-700 «Кировец». Диаметр медали - 65 мм.
Считаю, что этот легендарный трактор не зря красуется на медали. А история его такова. В 1950-х гг. в мировом производстве появились мощные колёсные трактора. Побывав в 1959 г. в США Председатель Совета Министров СССР Никита Сергеевич Хрущёв посетил завод крупнейшего производителя сельскохозяйственной техники John Deere (Джон Дир), ознакомился с продукцией и привёз оттуда рекламный буклет нового трактора John Deere 8010.
Председателю Госкомитета СМ СССР по оборонной технике К.Н. Рудневу было поручено организовать создание подобного трактора в СССР. Были собраны руководители КБ и институтов. Производство было решено наладить на «Кировском заводе» в Ленинграде. Конструктором будущего трактора стал Жозеф Яковлевич Котин, под руководством которого были созданы тяжёлые танки Второй мировой войны ИС и КВ.
Встал вопрос о срочном приобретении трактора John Deere 8010, для разборки на детали и изучения устройства машины с целью разработки своего проекта. Но отношения с США успели испортиться и в продаже американского трактора было отказано.
Заново изобретать трактор не стали, а приобрели в Швеции трактор Wagner WA-14 канадский фирмы Wagner Tractor из Портленда. Тем более, что фирма Wagner Tractor выпускала трактора для John Deere. По его подобию и создали новый советский трактор К-700.
Было решено изготовить первые 12 опытных тракторов К-700. Организовали 12 сборочных бригад, объявив соцсоревнование, по итогам которого, опередившая всех бригада, премировалась и совершала торжественный выезд на проспект Стачек для киносъёмки.
Создавался трактор в разгар «холодной войны», когда советская техника часто имела двойное назначение. Не стал исключением и новый трактор. Несмотря на первоначально чисто мирные цели применения, конструкторы заложили в К-700 возможность использования как артиллерийского тягача.
Первый трактор К-700 «Кировец» покинул сборочный цех Кировского завода 13 июля 1962 г. (под управлением моториста П. Катыкина).
Самый первый вариант «Кировца» имел наклонённую решётку радиатора и маленькую кабину. Задние крылья были трапециевидной формы. Баки за кабиной так же отличались от серийных образцов.
В 1963 г. после многочисленных испытаний была выпущена опытно-промышленная партия в 50 тракторов К-700.14 сентября 1964 г. с главного тракторного конвейера завода сошел первый серийный К-700, за год было выпущено 1200 машин, а уже в 1966 г. – в три раза больше.
Второй вариант К-700 имел уже вертикальную решётку радиатора и кабину с более широкими дверями. Крылья уже стали полукруглыми, а баки ещё не обрели свою нормальную форму.
На 3-м, самом распространённом варианте К-700 с новой кабиной, баки обрели всем знакомую форму.
Рама трактора К-700 состоит из передней и задней шарнирно-сочлененных полурам. Гидравлическая система поворота и шарнирно-сочлененная рама оптимизировали компоновку, повысили маневренность и проходимость трактора.
На передней полураме установлены:
- четырехтактный восьмицилиндровый дизельный двигатель водяного охлаждения ЯМЗ-238НБ мощностью 220 л.с. , масляная система, воздушные фильтры и система предпускового обогрева двигателя. Основной узел, отличающий ЯМЗ-238НБ от других двигателей этого семейства, - турбокомпрессор;
- постамент, кабина, топливный бак;
- снизу крепится передний ведущий мост.
На задней полураме:
- механизм навески с гидроцилиндрами подъема;
- соединительная муфта и односкоростной редуктор вала отбора мощности;
- снизу при помощи стремянок прикреплен задний ведущий мост.
На тракторе К-700 коробка передач механическая, с шестернями постоянного зацепления, с гидравлическим управлением четырьмя фрикционами и механическим управлением зубчатыми муфтами. Вместо муфты сцепления – педаль слива (падения давления в гидросистеме коробки передач). Число скоростей - 16 и 8 задних.
Детище конструкторов Кировского завода коренным образом изменило ситуацию в сельском хозяйстве СССР. Один К-700 с меньшим расходом горюче-смазочных материалов заменял несколько гусеничных тракторов Т-74 или ДТ-75. Новые тяговые качества (5 тонн на крюке) и скорость до 10 км/ч при пахоте в 2,5-3 раза увеличивали производительность труда и в 2 раза сокращали сроки выполнения сельскохозяйственных работ.
«Кировец» во многом превзошёл свои прототипы, и в 1968 г. на выставке в ФРГ получил золотую медаль, а в 1969 г. добился успеха на выставке сельскохозяйственных машин в Париже. Конструкторы, продолжая совершенствовать К-700, одновременно работали над созданием модернизированной модели К-700А, которая начала выпускаться в 1971 г.
Каждый год Кировский завод наращивал выпуск очень востребованных на селе машин. Уже в 1975 г. с конвейера сошёл 100 000-й К-700. В этом же году на базе переходной модели К-700А, было организовано производство К-701.
Снимался «Кировец» и в кино. Так в художественном фильме «Мимино» персонаж Фрунзика Мкртчяна перегонял в Орджоникидзе К-700, используемый в качестве тягача.
Хотя К-700 давно уже не производят, десятки тысяч этих машин по прежнему работают на полях России и за ее пределами. «Кировец» оказался очень удачным проектом и на его базе до сих пор выпускаются различные сельскохозяйственные машины.
Спасибо, что дочитали до конца, ставьте лайк (👍 - палец вверх), подписывайтесь на мой канал и делитесь своим мнением в комментариях.
Рекомендую посмотреть: