Есть в моей коллекции памятная настольная медаль Ярославского моторного завода (с 1933 г. до 1958 г. – Ярославский автомобильный завод, ныне – ОАО «Автодизель»). Медаль выпущена в 1975 г. и посвящена 30-летию Победы над фашизмом.
На медали изображён постамент, на котором установлен один из самых интересных образцов техники – артиллерийский тягач Я-12, ставший главной продукцией Ярославского автомобильного завода в годы Великой отечественной войны.
Интересна история этого тягача. В начале Великой отечественной войны основные тракторные заводы СССР перешли на производство танков. К 1942 г. появилась острая необходимость в снабжения Красной Армии артиллерийскими тягачами, в связи с чем, было принято решение создать быстроходный гусеничный артиллерийский тягач на базе освоенных промышленностью узлов и агрегатов выпускавшихся автомобилей и танков.
В начале 1942 г. эскизную проработку такого тягача, получившего индекс «Д» (двухмоторный), предназначенного для буксировки артиллерийских орудий, выполнил сотрудник Научного автотракторного института (НАТИ) Е. Г. Попов.
В связи с отсутствием двигателя необходимой мощности, в конструкции тягача были использованы два двигателя ГАЗ-М от автомобиля ГАЗ-ММ (суммарная мощность 86 л.с.), установленные параллельно на раму автомобильного типа. Элементы трансмиссии и ходовой части были взяты от лёгкого танка Т-60.
Созданный на заводе опытных конструкций НАТИ образец в ноябре 1942 г. был доставлен на ЯАЗ (Ярославский автомобильный завод). Бригада конструкторов НАТИ совместно со специалистами завода приступила к доработке конструкции и выпуску рабочей документации тягача. В состав бригады вошли И.И. Дронг (ведущий инженер по тягачу и заместитель главного конструктора завода), Я.С. Зенкевич, Д.Д. Мельман, В.П. Петров, Е.Г. Попов, Е.И. Тейтельбаум.
По результатам испытаний опытного образца в конструкцию тягача были внесены изменения – увеличена масса машины, снижена скорость движения, частично изменена компоновка, балансиры и торсионы подвески, траки гусениц были заимствованы от танка Т-70М, что дало возможность буксировать прицеп общей массой 8 т вместо 5 т.
В марте 1943 г. на заводе выпустили 5 опытных образцов тягача, получившего обозначение Я-11. В апреле 1943 г. опытные тягачи Я-11 прошли государственные испытания в Москве.
К середине июня на сборке уже стояли с десяток рам будущих тягачей Я-11, но в период с 4 по 22 июня немецкие бомбежки ГАЗа надолго вывели из строя его моторный корпус №1, производивший двигатели ГАЗ-М. В результате тягач остался без силовой установки.
Необходимо было срочно найти другой двигатель. В начале июля 1943 г., на ЯАЗ начали поступать вагоны с 1500 силовыми агрегатами GМС-4-71, заказанными ранее в США для производства новых грузовых автомобилей (ЯГ-9, Я-14 и Я-17).
Силовой агрегат GМС (двухтактный 4-х цилиндровый дизель 4-71 мощностью 112 л.с., главный фрикцион «Лонг-32», 5-ступенчатая КП «Спайсер-5553») по своим показателям идеально подходил под установку на тягач Я-11.
В течение двух недель сделали основные рабочие чертежи тягача с новым двигателем, оборудованием вспомогательных систем и переделанной трансмиссией. Тягач стал называться Я-12.
Уже в августе 1943 г. были изготовлены три опытных образца, один из которых совершил пробег в Москву в Главное артиллерийское управление (ГАУ). Пробег был засчитан как заводские испытания. В сентябре 1943 г. выпустили первую партию Я-12 для проведения фронтовых и государственных испытаний.
Производственные возможности ЯАЗа позволяли изготавливать только литые обрезиненные опорные катки с шестью спицами, более тяжёлые, чем штампованные, однако на тягачах Я-11 и ранних Я-12 ставились сплошные опорные катки.
Я-12 обладали высокой маневренностью и хорошей проходимостью, развивали на шоссе скорость около 38 км/ч, а на грунтовой дороге – 16 км/ч, буксировали орудия массой до 8 т: 85-мм зенитные пушки 52К, 122-мм корпусные орудия А-19, 152-мм гаубицы-пушки МЛ-20, 203-мм тяжелые гаубицы Б-4.
Но у Я-12 были и недостатки: узкая гусеница со слабыми сцепными свойствами на скользкой дороге, правда, к каждому девятому траку могли прикрепляться шпоры, но они чаще отсутствовали. Хотя тягач и обладал большой силой тяги по двигателю, из-за недостаточного сцепления часто буксовал на обледенелом подъеме с 5-тонным прицепом.
Также к недостаткам относились: малый клиренс, отсутствие лебедки, трудный холодный запуск двигателя. Частыми были поломки ходовой части при тяжелой работе.
И все же, поступление в Красную Армию большого количества лёгких быстроходных артиллерийских тягачей Я-12 существенно повысило подвижность и манёвренность артиллерийских частей. Я-12 был не идеальным, но довольно надёжным тягачом, который мог работать практически в любых дорожных и погодных условиях.
Машина была выполнена на более высоком техническом уровне, чем довоенные тягачи. При этом, обслуживать и ремонтировать Я-12, особенно в полевых условиях, стало проще, так как агрегаты трансмиссии и ходовой части тягача были унифицированы с соответствующими агрегатами и деталями танка Т-70М и самоходной установки СУ-76М, которые массово выпускались на трех советских заводах.
В августе 1944 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР за разработку и освоение в производстве быстроходного тягача Иван Иванович Дронг получил орден Красной Звезды. Награды получили и другие участники работ по Я-11 и Я-12.
В ходе войны Ярославским автомобильным заводом, кроме дизельного Я-12, выпускалась также модификация Я-13 с четырехтактным карбюраторным двигателем 3ИC-5M и Я-13Ф с форсированным четырехтактным карбюраторным двигателем 3ИС-МФ (миасский форсированный).
В связи с предстоящим освоением производства новых грузовиков ЯАЗ-200 в конце 1944 г. производство Я-12 перевели на завод №40 в Мытищи, где с 1945 по 1948 гг. машину выпускали с некоторыми изменениями под марками М-12А и М-13А.
К концу войны в частях Красной Армии находилось 1270 ярославских тягачей всех модификаций. В 1945 г. они участвовали в Параде Победы, а в рядах Вооруженных сил служили до середины 50-х гг.
Всего с 1943 по 1946 гг. в Ярославле было выпущено 2296 тягачей. Единственный сохранившийся Я-12 до 1960-х гг. продолжал работать в автотранспортном цехе ЯМЗ. Этот экземпляр тягача впоследствии был установлен на пьедестал в качестве памятника у ЯМЗ, его изображение и поместили на памятную настольную медаль, посвященную 30-летию Победы над фашизмом (1975 г.).
Заводской тягач Я-12 на постаменте представлял собой нежизнеспособный макет, когда-то бывший транспортным средством. К 95-летию завода, отмечавшемся в 2011 г. тягач был отреставрирован.
На машину был установлен дизельный двигатель ЯАЗ-М204А 1992 г. выпуска. Хотя это не совсем верно с исторической точки зрения, но зато Я-12 смог самостоятельно проехать по заводу и подняться на новый постамент, сооруженный у центральной аллеи завода.
Отреставрированный Я-12 теперь и выглядит хорошо и при необходимости может самостоятельно передвигаться.
Спасибо, что дочитали до конца, ставьте лайк (👍 - палец вверх), подписывайтесь на мой канал и делитесь своим мнением в комментариях.
Рекомендую посмотреть: