Проезжаю по замечательному городу Электросталь, заметил памятник этому небезызвестном пожарному автомобилю АЦ-40(130)-63Б. Данный памятник автомобиля довольно хорошо ухожен стоит рядом со входом в дежурную часть ПЧ. Резко по тормозам и бегу фотографировать!
Так получилось, что у меня оказалось стразу две модели этого автомобиля, журнальная версия и от AVD, которую я сам склеил, очень давно. Машинки пережили два переезда, немного потрепались.
А кстати вы знаете, что для своего времени ЗиЛ-130 был безумно быстрой машиной, у его предшественника было не 150 л.с., а всего 100 л.с. - вот и посчитайте, в полтора раза. Производителей, по началу, попросили ограничить обороты, так как наполненная водой пожарная машина могла просто улететь на повороте за обочину или опрокинуться - водители не привыкли к таким скоростям на машинах (до 90 км/час).
Пожарная техника, на мой взгляд, наиболее смотрибельна среди моделей, да в жизни на нее всегда падает взгляд - согласитесь?
Кстати с белыми полосками и белыми передними дверями пожарные машины стали окрашиваться только после принятия соответствующего ГОСТа для спецмашин в 1975 году. До этого все пожарные машины были просто скучно-красного цвета.
В журнале много интересной информации, немного поделюсь с вами, например, что мне запомнилось, кабину разделили несколько позже, до этого она была как бы одним салоном, вследствие чего терялась её прочность и она деформировалась. А вот бочку в 80-х годах стали приваривать к шасси, вследствие чего она постоянно трескалась и протекала.
Ну ведь правда было! Все время с этих машин лилась вода, они ездили - как поливальные машины, но конечно не все.
На автомобиле ЗиЛ-130 впервые на грузовой технике СССР был установлен гидроусилитель руля, передние гидроамортизаторы, комфортная кабина с отопителем и обдувом лобового стекла, а также омыватели ветрового стекла. Сиденье водителя - отдельное со всеми регулировками и все это с мощным 150-сильным двигателем, представляете шок водителей? Это как мы пересаживались на иномарки в 90-х...
Кстати отопитель, впервые, ставили и для второго ряда сидений, так как пожарные, как правило, после пожара, были все мокрые. Если дело происходило зимой, то представьте себе это удовольствие? Окоченеешь, пока едешь до ПЧ, а ведь могут по пути вызвать ещё на один пожар.
Назначение данного автомобиля - доставить пожарную команду к месту назначения, подключиться к ближайшему пожарному гидранту или просто к водоёму, что надежнее и ... качать воду к месту возгорания. Автомобиль АЦ-40(130)-63 - рекордсмен по количеству выпущенных машин, более 3 млн. едениц! Выпускался он в Прилуках Украинской ССР, потом на Украине.
После окончания сборки шасси ЗиЛ-130 на заводе имени Лихачева одно время устанавливали цистерны на шасси УАМЗ, который устанавливал вместо кабины ЗиЛ-130, кабину ЗиЛ-131, на котором они специализировались.
С шасси Прилукам также хорошо помогла Армия ВС Украины, которая массово снимала с хранения и продавала автомобили ЗиЛ-130.
Цистерна автомобиля объёмом 2350 литров, что вообщем-то не очень много. А цифра «40» означает давление установленного насоса, в нашем случае 40 литров в секунду. Кстати у модели 63Б (поздней) сбоку нет торчащих напорных кранов, доступ к ним стал через специальные лючки (кстати я не вижу этих лючков на данном автомобиле). Видимо заварили и закрасили.
Также с модернизацией «Б» ушла нижняя юбка (окантовка) цистерны, а сам кузов за счет этого стал шире.
Меня, как и любого моделиста интересуют в первую очередь внешние особенности и изменения, окраска и т.д., а причины и следствия - во вторую, так что если я где-то ошибся, прошу меня поправить.
Спасибо всем, кто дочитал мою статью. Если у Вас есть замечания или дополнения к этой статье, пишите свои комментарии, давайте все вместе напишем самый интересный обзор этой машины.
За лайк буду признателен, подписывайтесь на мой канал, впереди много интересных обзоров техники, самолётов и вертолётов, а также новая стройка вертолёта EC-145 от Revell в масштабе 1:72. Скоро будет обзор модели этого вертолёта.
Всем удачи и хорошего настроения!