Это продолжение статьи о легендарных советских грузовиках поднявших страну из руин после окончания войны. Ссылка на 1 часть в конце материала.
ГАЗ-51
Смена ГАЗ-ММ готовилась еще до начала войны. В 1939 году газовские специалисты начали разработку принципиально нового грузовика под индексом ГАЗ-51, с повышенной до 2 тонн грузоподъемностью. Но в планы вмешалась война и работу над перспективной машиной пришлось остановить. Впрочем, ненадолго. Уже в 1943 году конструкторы вернулись к теме ГАЗ-51, а в 1946 году новенький грузовик уже встал на производство.
От довоенной машины ГАЗ-51 унаследовал лишь индекс. Конструкторы полностью перекомпоновали машину, увеличив попутно грузоподъемность до 2,5 т. Под округлым капотом скрывался 6-цилиндровый двигатель ГАЗ-11 мощностью 70 л.с. По своим техническим характеристикам ГАЗ-51 на голову превосходил предшественника. Он был экономичен, комфортабелен, быстроходен, но главное надежен. При грамотной эксплуатации грузовик проходил 100000 километров и даже более, без капитального ремонта.
В послевоенном восстановлении Советского Союза, ГАЗ-51 сыграл ключевую роль. В огромной стране не нашлось бы ни единого автохозяйства, в котором не работал бы этот автомобиль. Сотни тысяч шоферов проходили обучение именно на ГАЗ-51. Полстапервый работал в полях и на стройке, возил продукты и людей, подметал улицы и тушил пожары. В общем выполнял самую разнообразную работу, на протяжении десятков лет. Горьковский автозавод выпускал ГАЗ-51 вплоть до 1975 года. Всего было выпущено почти 3,5 млн грузовиков.
ЗИС-150
В 1947 году на смену довоенному ЗИС-5 пришел совершенно новый грузовик ЗИС-150 грузоподъемность 4 т. Во многом судьба машины была схожа с ГАЗ-51. Еще до войны конструкторы московского автозавода приступили к разработке преемника ЗИС-5, но в металле грузовик оформился лишь спустя два года после окончания войны. Примечательно, что МосЗИС смог перейти на выпуск нового грузовика, практически без остановки конвейера. Массовое производство машины стартовало 26 апреля 1948 года.
В годы войны в Советский Союз попало множество импортных грузовиков как немецких трофейных, так и американских ленд-лизовских. Последние оказали особо сильное влияние на отечественную конструкторскую школу. ЗИС-150 кардинально отличался от простоватого ЗИС-5, прежде всего своим внешним видом. Он получил цельнометаллическую трехместную кабину с округлыми обводами. При создании кабины ЗИС-150, конструкторы вдохновлялись дизайном американского International KR11 начала 40-х. Впрочем, о прямом копировании речи не шло. В техническом плане ЗИС-150 также ушел далеко вперед. Грузовик получил новую раму, 5-скоростную КП, пневматические тормоза и более мощный 90-сильный мотор.
Как и горьковский ГАЗ-51, ЗИС-150 (с 1956 года ЗИЛ-150), активно применялся при восстановлении страны. Кроме того именно 150-й дал жизнь китайскому автопрому, в 1956 году там начал работу первый в стране автозавод. ЗИС-150 выпускался относительно недолго, всего 11 лет и за этот срок завод выпустил немало модификаций. Всего за это время было выпущено почти 800 тысяч грузовиков.
Оригинал статьи доступен на сайте autohs.ru
Если вам понравилась статья поддержите ее лайком, а также подписывайтесь на канал!
Заходите на мой YouTube канал, там много интересных видео
Читайте также: Грузовики построившие СССР: довоенные машины