Найти тему
Дневник оптимиста

Первый газовский серийный дизельный грузовик.

Оглавление
Один из первых дизельных грузовиков ГАЗ-4301. Адрес иллюстрации: https://i11.fotocdn.net/s126/90d74a07b0eced29/public_pin_l/2874144809.jpg
Один из первых дизельных грузовиков ГАЗ-4301. Адрес иллюстрации: https://i11.fotocdn.net/s126/90d74a07b0eced29/public_pin_l/2874144809.jpg
-2

История создания дизельного грузовика на ГАЗе началась в 78-м году. В Минавтопроме рассмотрели техпроект ГАЗ-4301 и постановили начать проектирование. Кратко с историей создания и особенностями конструкции можно познакомиться в предлагаемой публикации.

Как появился первенец четвёртого поколения газовских грузовиков?

Возможности модернизации грузовиков ГАЗ третьего поколения были исчерпаны, что побудило специалистов завода задуматься о создании грузовика следующего поколения. Одновременно было запланировано расширение возможностей автоматизированного проектирования и применение лучших мировых технологических решений в производстве.

Над проектом работали А.М. Бутусов (главный конструктор грузовиков), В.Д. Запойнов (ведущий конструктор проекта), С.М. Волков (дизайнер) и целая группа конструкторов ГАЗа. Грузоподъёмность машине установили 4,5 тонны, не ЗИЛ, но близко к нему. Все узлы и детали проектировались с учётом повышенной нагрузки, но обязательным условием было уменьшение материалоёмкости.

Начальный вариант кабины дизельного ГАЗ-4301. Адрес иллюстрации:  https://a.d-cd.net/cca922ds-1920.jpg
Начальный вариант кабины дизельного ГАЗ-4301. Адрес иллюстрации: https://a.d-cd.net/cca922ds-1920.jpg

В отличие от своих предшественников, грузовик четвёртого поколения получил дизель с воздушным охлаждением и способность работать тягачом в составе автопоезда. По сравнению с предшественниками в конструкции применили в семь раз больше низколегированных сталей, алюминия — в 2,5 раза, пластмасс — в шесть с лишним раз. Изначально предполагалось применение комплектующих мировых производителей.

Опытные образцы появились в 79-м году. Два бортовых ГАЗ-4301 и самосвальный автопоезд ГАЗ-6008 , состоящий из ГАЗ-4509 (тягач) и ГКБ-8536 (прицеп). Машины были отправлены на испытания для выявления неудачных технических решений и совершенствования конструкции по их результатам. Вторая опытная серия воплотилась в металл весной 81-го года. Приёмочные испытания самосвального автопоезда успешно завершились в конце 83-го года на новом автотреке завода.

Самосвальный автопоезд ГАЗ-6008. Адрес иллюстрации: исп https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1916740/pub_5d035eeb5bb2291e2ea92bed_5d0363173f7bc80d808efa1a/scale_1200
Самосвальный автопоезд ГАЗ-6008. Адрес иллюстрации: исп https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1916740/pub_5d035eeb5bb2291e2ea92bed_5d0363173f7bc80d808efa1a/scale_1200

Предполагалось, что шасси автомобиля будет применяться для установки специальных надстроек. Это позволило расширить номенклатуру специальной техники, выпускаемой на ГАЗ-4301, что значительно повысило его потребительские характеристики в непростые перестроечные времена.

Малую серию грузовиков запустили в 84-м году, она «шла ни шатко, ни валко» в связи с проблемами в производстве шестицилиндрового дизеля. Быстрее мелкая серия пошла только в 88-м году. В 90-м году грузовик модернизировали, увеличив грузоподъёмность на полтонны. Пятитонный ГАЗ-4301 выпускали до 95-го года. Всего произвели чуть больше 28 тысяч грузовиков с шестицилиндровыми дизелями.

Грузовик ГАЗ-4301. Адрес иллюстрации: http://www.auto-trading.com.ua/images/gruzovik/2012/3ea105c8ece8dc7d0437801648d34a20.jpg
Грузовик ГАЗ-4301. Адрес иллюстрации: http://www.auto-trading.com.ua/images/gruzovik/2012/3ea105c8ece8dc7d0437801648d34a20.jpg

В это время руководство завода приняло решение о сотрудничестве с Фиатом по выпуску легковушки. Почти готовое производство дизелей мощностью 75 тысяч в год сдали на металлолом, освободив место под Фиат, которому не было суждено сбыться. ГАЗ-4301 выпускать прекратили. Получилось по В.С. Черномырдину: «Хотели как лучше, а получилось, как всегда !»

Особенности устройства ГАЗ-4301.

  • Компоновочная схема обеспечила понижение центра тяжести грузовика и улучшение его устойчивости. За основу взяли раму от ГАЗ-53А, переработав её с учётом повышения грузоподъёмности и наличия прицепа. Усиленную раму стали делать из низколегированной стали.
  • Шестицилиндровый дизель модели 542.10 был лицензионной копией немецкого Deutz, считавшегося по меркам Европы устаревшим. Время подтвердило ошибочность решения. Для облегчения холодного пуска мотор был снабжён подогревателем.
  • Новое сцепление с одним диском и диафрагменной пружиной обеспечивало увеличившийся крутящий момент при плавном включении.
Шестицилиндровый дизель ГАЗ-542.10. Адрес иллюстрации: http://storage13.fermer.ru/2011/12/130220/2263910_3.jpgотор
Шестицилиндровый дизель ГАЗ-542.10. Адрес иллюстрации: http://storage13.fermer.ru/2011/12/130220/2263910_3.jpgотор
  • Дизайн кабины был навеян немецким самосвалом Магирус, которые в больших количествах поступали в СССР и использовались на стройках пятилеток, в первую очередь Байкало-Амурской магистрали. Была применена новая система отопления и вентиляции рабочего места водителя. Сварка кабины должна была выполняться на французском автоматизированном оборудовании.
  • Коробку ГАЗ-53А переделали с целью обеспечения уверенного движения на первой передаче со скоростью тракторов и комбайнов. Переключение на вторую стало не возможно. КПП переделали на пять передач. Ускорили первую, замедлили вторую и третью передачу. Предусмотрели дополнительную шестерню и люк для установки КОМ.
  • В подвеску добавили резиновые буферы, обеспечивающие её энергоёмкость. Их установили на раму.
ГАЗ-4301 стал первый грузовиком Горьковского автозавода с регулируемым водительским сидением. Адрес иллюстрации: https://avatars.mds.yandex.net/get-autoru-vos/1997083/e9bc5fc705075159b034c73e4b9d45af/1200x900n
ГАЗ-4301 стал первый грузовиком Горьковского автозавода с регулируемым водительским сидением. Адрес иллюстрации: https://avatars.mds.yandex.net/get-autoru-vos/1997083/e9bc5fc705075159b034c73e4b9d45af/1200x900n
  • Тормоза с гидроприводом и двумя контурами, оснащёнными усилителями пневматического типа.
  • Рулевое управление оснастили усилителем гидравлического типа, что улучшило условия труда водителя.
  • Дифференциал мог блокироваться из кабины посредством пневмопривода.

Дизелизация газовских грузовиков началась в СССР, продолжалась после его развала. Возможно, поэтому процесс был импульсивным, имел несколько этапов и закончился не так, как планировали. Это уже совсем другой разговор…

-8

Читайте другие публикации канала «Дневник оптимиста» .

-9

Авто
5,66 млн интересуются