Найти тему

ГАЗ-А – советский автомобиль-первопроходец

Всем привет!

Горьковский автозавод стал одним из первых по-настоящему крупных советских предприятий по производству автомобилей. И сегодня я расскажу про автомобиль, появившийся на этом предприятии и послуживший началом настоящего массового производства машин в нашей стране – ГАЗ-А.

Источник фото: auto.ru
Источник фото: auto.ru

При проектировании нашего героя был взят за основу американский автомобиль Ford Model A образца 1927 г. Но конечно, многие элементы конструкции адаптировали под советские реалии.

Конструкторы старались унифицировать автомобиль с появившейся в 1932 г. «полуторкой» ГАЗ-АА, и в итоге они остановились на простой машине с открытым кузовом фаэтон, без всяких сложных технических приспособлений.

ГАЗ-А сзади. Источник фото: drive2.ru
ГАЗ-А сзади. Источник фото: drive2.ru

Под капотом был установлен бензиновый двигатель объемом 3,3 л и мощностью 40 л.с. Выдающихся характеристик у него не было: он разгонял машину всего до 90 км/ч, потребляя 12 л на 100 км.

В салоне автомобиля тоже спартанский минимум: простой руль, тройка приборов и рычаг 3-ступенчатой коробки передач. Стеклоочиститель был только у водителя, сидения не регулировались, и даже воздуходувка отсутствовала.

Салон ГАЗ-А. Источник фото: drive2.ru
Салон ГАЗ-А. Источник фото: drive2.ru

Автомобили выпускались до 1936 г., но с 1933 по 1935 г. сборка происходила также в Москве на заводе КИМ. По стилистике они немного отличались от тех что выпускались на Горьковском автозаводе:

Источник фото: drive2.ru
Источник фото: drive2.ru

Все эти машины простым гражданам не доставались: они использовались как служебный транспорт для партийного руководства, офицеров и директоров заводов. Однако существовала также модификация для работы в такси, появившаяся в 1936 г.:

Источник фото: liveinternet.ru
Источник фото: liveinternet.ru

Кареты скорой помощи:

Источник фото: drive2.ru
Источник фото: drive2.ru

И весьма необычный полугусеничный вариант под именем «Кегресс», так и не ставший серийным:

ГАЗ-А «Кегресс». Источник фото: draw.razfill.ru
ГАЗ-А «Кегресс». Источник фото: draw.razfill.ru

В жизни ГАЗ-А произошла одна интересная история. В 1933 г. был организован Всесоюзный испытательный пробег по «географическим окраинам» СССР. Часть пути проходила через пустыню Каракумы. Среди участников этого пробега было шесть горьковских автомобилей, а также ряд грузовиков и американский Ford . Наш герой преодолел более 9000 км, успешно добрался до финиша в Москве да еще Ford позади оставил.

ГАЗ-А во время автопробега 1933 г. Источник фото: rus-texnika.ru
ГАЗ-А во время автопробега 1933 г. Источник фото: rus-texnika.ru

Это событие стало настоящим испытанием на прочность для ГАЗ-А, он его прошел успешно, и в том же году конвейер раскрутили на полную мощность и стали выпускать более 10 000 машин в год.

Всего же было выпущено 41 917 машин всех модификаций.

Так же быстро конвейер остановили в 1936 г., когда конструкция ГАЗ-А стала считаться устаревшей. Сказывался и открытый кузов, совершенно непригодный для нашего климата. Считается, что все эти машины или сдавались государству в обмен на новый горьковский автомобиль «Эмка», или отправлялись на периферию, подальше от Москвы и Ленинграда.

Однако даже несмотря на такие жесткие шаги, часть машин дожило до наших дней и сохранилось в музеях.

ГАЗ-А в музее Горьковского автозавода. Источник фото: drive2.ru
ГАЗ-А в музее Горьковского автозавода. Источник фото: drive2.ru

ГАЗ-А, несмотря на многие недостатки с сегодняшней точки зрения, оставил, наверно, самый заметный след в истории отечественного автомобилестроения, поскольку стал первой массовой машиной в СССР и, соответственно, послужил началом пути развития отечественных легковых автомобилей.

А на этом у меня все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и до новых встреч!

Авто
5,66 млн интересуются