Приветствую вас друзья! В предыдущих публикациях мы рассмотрели дозорные бронекатера и речные канонерские лодки ГВТУ. Теперь настала очередь бронекатеров-разведчиков.
Надо сказать, что информации по этим кораблям не так уж много - пришлось собирать буквально "по крупицам".
Создавались бронекатера-разведчики в рамках всё той же программы Военного ведомства по созданию бронированных речных флотилий на реках Висла, Нарев и Неман. В каждом из отрядов должно было быть таких катеров по шесть единиц.
Постройка катеров была поручена двум фирмам: заказ на 14 единиц получил судостроительный завод К.О. Равенского в г. Одесса и ещё четыре судна должна была построить Техническая контора "Бюро Вега" в финском городе Борго, которая ранее занималась строительством яхт.
Первым с заказом справились в Финлядии - все четыре заказанных "Веге" бронекатера были готовы летом 1916 года. Завод Равенского же свой заказ выполнил только в 1918 году.
Между собой катера несколько различались. Корабли завода "Бюро Вега" были несколько меньшего водоизмещения и имели иную архитектуру надстроек и пулеметные башни меньшего размера.
Как и бронированные речные канонерские лодки ГВТУ, бронекатера- разведчики были достаточно крупными боевыми единицами и имели необходимые условия для жизни и деятельности экипажа: гальюн, камбуз с керосиновой плиткой, спальное помещение для команды и каюта командира.
Также как и канлодки, бронекатера имели дифференцированное бронирование из катанных броневых листов хромоникелевой стали и двухвальную силовую установку, суммарная мощность двигателей которой составляла 90 л.с. у катеров производства "Бюро Вега" и 110 л.с. у катеров фирмы Равенского. Следует также отметить что некоторые из катеров одесской постройки имели одновальную силовую установку.
Вооружение по первоначальному проекту состояло из двух 7,62-мм пулеметов системы Максима, установленных во вращающихся башнях в носовой и кормовой частях корпуса. Боекомплект составлял 4000 патронов. В последствие состав вооружения многих кораблей существенно и неоднократно менялся.
Кроме пулеметного вооружения, корабли могли брать на борт до пяти мин типа «Р», превращаясь тем самым в речной минный заградитель.
Предполагалось в случае необходимости использовать корабли и в качестве тральщиков, в связи с чем для них был разработан съемный минный трал специально для работы на реках.
История службы кораблей довольно обрывочна. Из всех катеров Первой мировой поучаствовали только первые 4 построенные в "Бюро Вега". Вероятнее всего они входили в состав русской Дунайской флотилии, когда в 1918 году были захвачены австро-венгерскими войсками. Известно, что два катера получили в австрийской Дунайской флотилии имена "Мария" и "Магда". После распада габсбургской империи отошли Венгрии. В 1930 году были переименованы в "Гусар" и "Тюзер"Оба дожили до второй мировой войны: "Гусар" погиб в 1941 году от внутреннего взрыва. Последнее что известно о "Тюзере", это то что он ушел в 1944 году в Германию.
Кроме того в Одессе на заводе австрийцами были захвачены и ещё два бронекатера фирмы Равенского. Один из них был введен в строй как моторный тральщик "d", после распада империи отошел венграм. 8 декабря 1918 по решению союзной военной комиссии конфискован в Будапеште для специально созданной англичанами Дунайской
флотилии, после чего был передан флоту Королевства Сербов Хорватов и Словенцев, где и прослужил как речной патрульный катер V-2 до 1929 года после чего был списан и продан частной компании.
Второй бронекатер завода Равенского служил в венгерской дунайской флотилии под именем "Гонвед" до 1932 года.
Ещё три катера - два «Бюро Вега» и один фирмы Ревенского служили в составе австрийской полицейской флотилии.
Более активное участие принимали бронекатера разведчики в гражданской войне. Из остававшихся на заводе Равенского в Одессе несколько кораблей использовались белыми силами. При этом состав вооружения претерпел существенные изменения: вместо кормовой пулеметной башни было установлено 76,2-мм горное орудие на тумбовой установке. Катера под названием «Черноморец», «Линеец», «Черкес», «Пластун» входили в состав белой Кубанской флотилии.
В начале февраля 1920 года после занятия Одессы, Красная армия получила в свое распоряжение 11 бронекатеров-разведчиков. В 1920 – 1925 гг. шесть из них (№№ 3,4, 5, 6, 15 и 17) служили в Усть-Днепровской флотилии и Днепровском отряде кораблей Морских сил Черного моря после чего были постепенно списаны, примерно к 1925 году.
Пять других катеров (№№ 10, 11, 12, 13 и 14) прожили куда боле долгую жизнь. 3 июля 1920 года они вступили в строй красных Морских сил Черного моря как сторожевые катера. Номера у них часто менялись, поэтому ниже приведена таблица показывающая их переименования:
С мая 1921 по конец июня 1922 года бронекатера №№ 1,2,3,4 числятся в составе Усть-Днепровской флотилии Красной армии, а после её расформирования вновь возвращаются флоту и передаются на хранение в николаевский порт.
В 1926 году бронекатера были переданы в состав отдельного отряда судов на реке Днепр. В 1929-1931 годах все четыре корабля прошли капитальный ремонт в Киеве. Пятый катер СК-11 в 1928 году был переклассифицирован из сторожевых обратно в бронированный, переименован в Н-5. Служил на Днепре, в 1931 году был разоружен и использовался качестве вспомогательного судна при дивизионе номерных речных канлодок (бывших канонерок ГВТУ). В том же году на нем проходили испытания 76-мм динамо-реактивной пушки Курчевского - в целом успешные. В 1933-1934 гг. катер Н-5 после ремонта вновь был возвращен в класс бронекатеров. 21.08.1934 г. он получил номер БК-5.Вместо носовой пулеметной башни было установлено универсальное орудие 21-К калибра 45-мм. В 1935 году он принял участие в знаменитых учениях Киевского военного округа.
В феврале 1939 года корабль вновь был переименован и стал бронекатером № 136. В июне 1940 г. вошел в состав Пинской флотилии.
Погиб бронекатер № 136 осенью сорок первого: 18 сентября при оставлении Киева, он был подорван командой по приказу Военного совета Юго-Западного фронта.
11 марта 1934 года оставшиеся четыре катера были переброшены по железной дороге в Сретенск, где вошли в состав Амурской флотилии. 24 октября 1940 года командование издало приказ о выводе их из боевого состава флотилии и сдаче на металлолом. Однако выполнен он был только в отношении двух судов - №82 и №83. Катера №81 и №84 продолжили службу. Очередную войну, на этот раз с Японией, бронекатера встретили в составе 2-го отряда бронекатеров Сретенского отдельного дивизиона речных кораблей Амурской флотилии.Кстати говоря, кроме них в отряде были ещё два бронекатера-ветерана БК-93 и БК-94, бывшие "Пика" и "Копье", которые в 1915 году стали прототипами речных броненосных кораблей Военного ведомства.
На рассвете 10 августа бронекатера 2-го отряда с десантом пограничников на борту вошли в устье реки Аргунь, обстреляв там из пулеметов посты и наблюдательные пункты японцев. Десант высаженный с катеров овладел главным опорным пунктом японцев в поселке Элехэхада, уничтожив там засады и группу смертников-камикадзе.
Основной же задачей был захват уездного города Мохэ, расположенного на маньчжурском берегу Амура, напротив поселка Игнашино. Там располагались основной гарнизон и командование японских войск, действовавших в верховьях Амура и на реке Аргунь. Бронекатера 2-го отряда высадили десант в двух-трех километрах выше Мохэ, в то время как 1-й отряд бронекатеров нанес удар по огневым точкам, штабу и казармам японцев в Мохэ. После этого город был занят десантом 368-го горнострелкового полка. В результате этой операции корабли не понесли никаких потерь, ущерб десанта ограничился несколькими ранеными пограничниками. В середине 1950 годов оба катера были списаны. По состоянию на 2007 год остатки корпуса бронекатера №81 лежали на берегу у домов села Богородское.
По сути бронированные катера-разведчики являлись как бы облегченной и более универсальной версией бронированных речных канонерских лодок ГВТУ. Обладая более слабым по сравнению с канонерками вооружение, эти корабли были более универсальными, позволяя использовать их для разведки и высадки десантов, а также как тральщики и как минные заградители. Ну а долгий век их службы говорит о большом заложенном потенциале и качестве постройки.
Источники: Черников И. И. "Энциклопедия мониторов. Защитники речных границ России", А.Б. Широкорад "Япония. Незавершенное соперничество", И. Черников "Бронекатера Сталина. Речные танки Великой Отечественной", А.А. Платонов "Советские мониторы, канонерские лодки и бронекатера Часть первая", И. Черников "Флот на реках", А. Мурзин "Судьба бронекатера №40/Журнал "Катера и Яхты" №6-2007, И. Черников"Гибель империи казаков: поражение непобежденных"М. Никольский "Корабли русской армии"/ Журнал"Техника и вооружение" №8-1999
Друзья! Если понравилась статья - ставьте палец вверх, оставляйте комментарии - это поможет развитию канала! Буду очень рад. Не забывайте подписываться на канал. И до новых встреч на "Историческом броневичке"!