25 декабря 2020 года я прилетела из Мюнхена в Москву в аэропорт "Шереметьево", терминал D. У меня с собой были наличные денежные средства в евро. Вся сумма была задекларирована.
История о том, как у меня вымогали взятку
Сотрудники Шереметьевской таможни (которая является подразделением Федеральной таможенной службы) пригласили меня в комнату досмотра, чтобы пересчитать деньги. В этот момент один из сотрудников начал недвусмысленно намекать на то, чтобы я поделилась с ним деньгами. Другими словами, он вымогал у меня взятку. Судя по тому, как нагло и свободно данный сотрудник и некоторые его коллеги чувствовали себя, вымогательство является обычной практикой в пассажирском терминале Шереметьевской таможни.
Скажу только, что в конце концов сотрудник таможни обнаглел настолько, что просил перевести ему деньги на Сбербанк Онлайн.
Я принципиально никогда не даю взятки. Всегда стараюсь решить все в рамках закона, даже несмотря на то, что, как юрист, прекрасно понимаю, что закон в Российской Федерации действует избирательно, и судебная система и органы правоприменения находятся в ужасающем состоянии.
Сотрудникам Шереметьевской таможни не понравилось, что я отказалась делиться с ними. Они "мариновали" меня в комнате допроса около трех часов, оказывая физическое и моральное давление. Мне стало плохо в комнате допроса и приходилось вызывать врача. Весь этот ужас происходил до тех пор, пока я оттуда не убежала. В прямом смысле слова. До сих пор вздрагиваю, когда вспоминаю об этом кошмаре. Не дай Бог никому оказаться в такой ситуации.
Для меня как для юриста было очевидно, что я должна: 1) Сообщить о фактах вымогательства взятки; 2) Потребовать проведения проверки законности действий сотрудников Шереметьевской таможни.
Почему я решила обратиться в Генеральную прокуратуру?
Генеральная прокуратура может все. Ну или практически все.
У Генеральной прокуратуры очень широкий спектр полномочий: надзор за соблюдением законов, противодействие коррупции, защита прав человека являются одними из основных задач органов прокуратуры.
По крайней мере так учат студентов-юристов в ВУЗах :) и примерно то же самое написано в Федеральном законе "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 № 2202-1.
25 декабря 2020 года я написала обращение в Генеральную прокуратуру Российской Федерации. 18 января 2021 года начальник отдела управления по надзору за исполнением законов на транспорте в таможенной сфере Д.Ю. Кочетыгов уведомил меня о направлении моего обращения для рассмотрения в Московскую межрегиональную транспортную прокуратуру.
Практически всегда обращение гражданина перенаправляется по подведомственности в специализированный орган, который должен рассмотреть обращение по существу. Законодательство о рассмотрении обращений граждан это разрешает.
Поэтому я не удивилась, что мое обращение было переправлено в специализированную прокуратуру для рассмотрения по существу.
Что сделала Московская межрегиональная транспортная прокуратура?
В течение месяца я ничего не слышала от Московской межрегиональной транспортной прокуратуры. Следовательно, я сделала вывод о том, что мое обращение просто лежало и пылилось в Московской транспортной прокуратуре, пока не наступил тридцатидневный срок для направления ответа по моему обращению.
Любой государственный орган обязан ответить на обращение гражданина в течение 30 дней.
Каково же было моё удивление (и разочарование), когда 12 февраля 2021 года я получила ответ от Московской транспортной прокуратуры о том, что они пересылают моё обращение для рассмотрения в Федеральную таможенную службу, на действия сотрудников которой я как раз и жалуюсь.
Наверное только в России возможно такое, когда жалоба на действия лиц, направляется для рассмотрения тем же самым лицам, на действия которых поступила жалобы. Понятно, что это не только противоречит здравому смыслу, но и является незаконным.
Пункт 3.7. Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации запрещает направление обращения на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления, организацию или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется".
Думаю, что в данном сработали русская лень и наплевательство. Поэтому прокуратура решила пойти по пути меньшего сопротивления, "избавившись" от моего обращения и перенаправив его в Федеральную таможенную службу.
Вывод
Очень жаль, что прокуратура вместо того, чтобы заниматься надзором за соблюдением законов и защитой прав граждан бездумно пересылает обращения граждан в органы, которые не могут гарантировать объективность и законность при рассмотрении обращения.
Разумеется, я обжаловала данное решение Московской межрегиональной транспортной прокуратуры. Однако, сам факт того, что каждый день миллионы людей в России сталкиваются с нарушением закона и своих прав, а прокуратура не хочет их защищать, лично у меня вызывает отчаяние и страх.