Строительство международного аэропорта в Физули уже началось, - сообщил президент Азербайджана Ильхам Алиев. Заявленные сроки ввода в эксплуатацию могут вызвать изумление, однако они обозначены на самом высоком политическом уровне: физулинский аэропорт планируется построить к осени этого года. При этом взлётно-посадочная полоса должна быть способна принимать все типы самолётов, включая самые тяжелые. Вероятно, что первыми тяжёлыми самолётами, которые сядут в аэропорту Физули, станут грузовые Boeing 747 азербайджанской авиакомпании Silk Way.
Согласно опубликованному проекту, в его состав входят следующие объекты:
- Здание аэровокзала
- ВПП 3500 х 45м
- Перрон
- Системы световой сигнализации взлетно-посадочной полосы
- Трансформаторные подстанции и вспомогательные постройки.
Параметры взлётно-посадочной полосы соответствуют требованиям для посадки и взлёта грузовых "Боингов", Ил-76 (и однотипных других бортов) и даже для "Руслана" - Ан-124, однако Airbus A380 в Физули не прилетит - ему нужна полоса с шириной 60 м.
Международная Организация Гражданской Авиации (ИКАО) подтвердила включение новых аэропортов в Нагорном Карабахе в свой перечень индексов местоположения ещё в ноябре 2020 года, по запросу азербайджанского Государственного агентства гражданской авиации. 14 января 2021 года уже прошла церемония закладки ВПП с участием президента Алиева.
Ещё 2 аэропорта планируется построить в Зангеланском и Лачинском районах. Ранее азербайджанские СМИ сообщали, что помимо Физули, аэропорты будут построены в Агдаме и Ханкенди. Последний из названных городов вызывает вопросы: в армянской топонимике Ханкенди - это город Степанакерт и аэропорт там был построен ещё при СССР, но закрылся после начала ещё того, первого, конфликта в Карабахе. Сейчас Ханкенди-Степанакерт фактически контролируется непризнанной Нагорно-Карабахской республикой, а юридически относится к Азербайджану. Даже в период прибытия первых подразделений российского миротворческого контингента в Карабах в 2020 году аэропорт Ханкенди не использовался: российские транспортные самолеты садились в Ереване. Другие источники в Азербайджане сообщают, что в настоящее время проводятся исследования по определению места для строительства аэропорта на территории Кельбаджарского и Лачинского районов, а результаты работ появятся в апреле этого года.
В любом случае, где-то ещё пару аэропортов Азербайджан скоро построит.
Сомневаться в том, что аэропорт Физули будут строить максимально быстро, не приходится. Сейчас на территории Нагорного Карабаха у Азербайджана нет аэродромов, способных принимать тяжелые транспортные самолёты, а грузов нужно будет много, чтобы восстанавливать регион. К тому же, новый аэропорт даст возможность максимально быстро попадать в Карабах (в частности, в Шушу) из других азербайджанских регионов, Турции, Ирана и России. Аэропорт Гянджа - достаточно далеко, а несколько бывших советских аэродромов, которые находятся рядом с Карабахом и когда-то могли принимать борты военно-транспортной авиации, не поддерживаются в изначально пригодном для этого состоянии.
Мы будем следить за ходом строительства и возрождением авиационной отрасли на территории Нагорного Карабаха.