Найти тему
ПАНТОГРАФ

Когда нравились трамваи, а жил в городах, где трамвайных систем не было

Вышло так, что трамваи мне нравились, как и поезда, чуть ли не с рождения, но вот до почти 15,5 лет жил в городах, где трамвайных сетей не было. Иногда я видел вагоны, которые везли в СССР, но это когда жил в Закарпатье. Поэтому помню всегда бежал к телевизору, если там вдруг был фильм, новости, где мелькали трамваи, собирал газетные вырезки и открытки с техникой. А еще рисовал их сам, или по мотивам тульского трамвая или вагоны фантазийных сетей. Без Интернета была совершенно иная жизнь, информация была любая дорога и собиралась она по крупицам, не возможно было бы выйти в сеть, как сейчас и при необходимости новое узнать весьма оперативно.

Тула, 1983 год, фото Ааре Оландер
Тула, 1983 год, фото Ааре Оландер

Поэтому большим подспорьем были поездки в города, где работали трамваи. Разумеется, на первое место поставлю в Тулу, еще тогда тульский трамвай выделял среди всех – он был родной, вагоны даже одного типа в других городах казались немного иными. Обычно после под впечатлениями я играл в разные трамвайные игры, где в качестве вагонов в раннем детстве были и домино, и открытки, из которых вырезал трамваи и даже я сам. Нравилось тогда кататься на лыжах, ведь лыжня представлялась рельсовой колеей. Был знаком с московским трамваев и троллейбусом, ведь Москва была транзитным пунктом при поездках в Тулу и обратно. Правда, во времена СССР мы ездили либо на метро, либо на такси, либо попутке. На троллейбусе один раз прокатились, 34 маршрут, от Юго-Западной до Киевского вокзала. На московском трамвае я ездил уже позднее, в 2000-е. На память приходят сначала красно-кремовые, а позднее охра-белые (желто-белые как называл) вагоны Т-3, а в 1990 году я впервые увидел КТМ-8 – сине-белый. Еще я видел вагоны трамвая в чешском Оломоуце, а также интересными были поездки в Остраву, тогда столицу Северной Моравии, как непосредственно, так и транзитом. Ведь именно в Остраве я обратил внимание на трамваи, как позднее узнал серии Т-2,но уже с измененным передом, взамен одного было два фонаря. В Остраве мне попался и сочлененный трамвай К-2. Тульские «гармошки» мне не запомнились, слишком уж мелкий я был, когда их вывели из эксплуатации. Еще на привокзальной площади видел трамваи в словацком Кошице, кстати, там я в жизни в 1990 году наблюдал вагоны серии КТ-8Д5. В Кошицах трамвайные линии можно было наблюдать и проезжая его на поезде, например, линию в один из микрорайонов города. В Кошице проезжали мимо свалки, на которой заметил фрагменты разрезанных трамвайных кузовов.

Москва, 1987 год, фото с сайта СТТС, автор  Владимир Валдин
Москва, 1987 год, фото с сайта СТТС, автор Владимир Валдин
Львов, 80-е годы, фото с сайта https://watermelon83.livejournal.com/
Львов, 80-е годы, фото с сайта https://watermelon83.livejournal.com/
Острава, модернизированный вагон "Татра" Т-2, фото с сайта СТТС, автор  Jan Horsky
Острава, модернизированный вагон "Татра" Т-2, фото с сайта СТТС, автор Jan Horsky

И собственно все, больше я в трамвайных городах в детские и тинейджерские годы не бывал. Но маршрут поезда проходил через несколько городов, где работали трамваи или троллейбусы. Во всех из них железная дорога пересекала линии электротранспорта, в отдельных городах улицы просматривались из окна поезда и общественный транспорт на них. Таким образом, мне удалось увидеть трамвайные вагоны во Львове, включая и более ранние Готы, в том числе и вагоны, изготовленные по принципу "две комнаты с ванной", детское восприятие отличалось от взрослого и вагоны одной и той же модели воспринимались немного по иному, нежели сейчас. Еще одним городом, где можно было посмотреть из окна поезда на трамваи, был Киев. Киев я любил и старался не пропустить, был участок, где трамвайная линия шла параллельно железнодорожным путям, там в 80-е годы мне попадались тройники из Т-3. Еще трамваи я наблюдал в Конотопе, линия в одном месте шла параллельно путям железной дороги, плюс было несколько пересечений и еще можно было наблюдать, как пути шли вдаль. Трамваи были и в Виннице, но увидеть их из поезда было невозможно. В Виннице было пересечение с троллейбусной линией, в памяти у меня остался желто-оранжевый ЗиУ-9. Также троллейбусы можно было увидеть во Львове, в Тернополе, Хмельницком, Киеве, Брянске. Чешские троллейбусы я видел в Остраве, а более регулярно в Опаве, поскольку в последний город мы иногда ездили за покупками.

Канал «ПАНТОГРАФ». Фото из открытого доступа сети Интернет.

Другие материалы канала по теме городского транспорта:

Автобусы СССР 1986 - 1991 годов. Городские маршруты

КТМ71-633. Вагон, который не был в регулярной эксплуатации.

На российском трамвае по Евросоюзу

-5