Всем привет!
В данной статье хочется рассмотреть историю и становление крупного производителя и лидера на рынке стендового моделизма-конечно же японскую фирму TAMIYA..Это не просто лидер рынка, это история развития масштабного моделирования пластиковых сборных моделей. От самых истоков до нынешних вершин. Именно на ней мы сможем проследить основные этапы развития масштаба . Именно на ней мы увидим тенденции, устремленные в будущее.
Но для начала немножко истории:
В 1946 году, в тяжелое для Японии время, Йошио Тамия в городе Сидзуоко была основана компания TAMIYA CO. Основной деятельностью компании было обработка древесины и заготовка пиломатериалов. В 1947 году основателю компании, пришла в голову мысль производства сборных деревянных моделей авиации и флота. Получив успех на рынке игрушек, компания перестает заниматься древесиной и продолжает развивать линейку моделей.
В середине 50-х годов рынок деревянных моделей стал проседать по причине поступления из-за рубежа большого количества пластиковых моделей западного производства. Японцы решили рискнуть, выпустив свою первую сборную модель из пластика, используя для литья привлеченную фирму-военный японский линкор "Ямата" в масштабе 1:800. Но забугорные модели стоили 350 йен. Соревнуясь с производителями, тамийцы выставили такую же цену, чтоб залезть в эту нишу рынка. Но первый блин комом-они еле-еле отбили затраты на производство металлических пресс-форм для отливки моделей. Поэтому было принято решение снова вернуться к деревянным моделям кораблей.
Но рынок не стоял на месте и вскоре фирму ждал реванш на ниве пластиковых моделей- поступил заказ на производство модели гоночного автомобиля Митцубиси, продажи которого профинансировали производство. Учтя все огрехи в производстве линкора "Ямато", было решено сделать четкие пресс-формы из металла. Во-первых были наняты опытные мастера, во-вторых на фабрике в 1964 году был организован цех по отливке моделей. Кстати, высокоточное литье пластика в пресс-формы под давлением-изобретение японцев. Это давало более высокую точность. Следующей моделью был танк "Пантера" в 35-м масштабе-из-за простой геометрии. танк был оснащен двигателем и имел четкую, структуированную инструкцию по сборке. И эта модель "Стрельнула" на рынке.
После успеха продаж и выхода на мировой рынок моделей, было решено выпустить свой товарный знак. Разработкой его занимался младший брат зятя Йоширо Тамии. Им стало две звезды-красная и синяя. По задумке автора левая красная звезда символизирует страсть к творчеству, синяя-молодость и искренность.
В 1963 году фирма выводит на рынок : линейка танков "Deluxe" в 21-м масштабе(первенцем серии стал американский танк Шерман) ; серия моделей японских самолётов, выполненных в масштабе 1:48 (дебютная модель — истребитель Type 52 Zero). Через два года в 1965 начинается выпуск моделей автомобилей в масштабе 1:24. В 1966 году-решили выпускать танки в 25 масштабе. Плюс ко всему-продукция экспортируется за рубеж в США, Австралию и государства Юго-Восточной Азии.
Чтобы расширить аудиторию поклонников в начале 1967 года начинает выходить ежемесячный журнал TAMIYA-NEWS с анонсами будущих моделей. Также с конца 1967 года выходит ежегодный каталог моделей с анонсами на следующий год, тем самым подогревая ожидания моделистов. В этом же году выходит линейка мотоциклов в масштабе 1:12, дебютной моделью становится Хонда-Ф.
1968 становится для Тамии знаковым-строится новая фабрика, запускаются линейки автомобилей в 24-м масштабе. С конца 1969 года-масштаб автомобилей увеличивается до 1:18.
В один момент японцам надоело выпускать стандартные стендовые модели и было решено выпустить первую радиоуправляемую модель танка М-4 "Шерман". Также, в 1970 году появляется линейка с экипажами для танков и производство серии Big Scale Motocyklr в масштабе 1:6.
В 1976-1977 происходит бум моделей на радиоуправлении. Тон этому буму задает Тамия. Во-первых с выпуском линейки автомобилей на радиоуправлении в масштабе 1:12 и 1:24. Во-вторых не смотря на стоимость, они становятся популярными среди моделистов. Тамия строит автодром при фабрике, где проводит первые в мире гонки автомобилей на радиоуправлении.
В 1983 году налаживается производство сопутствующих материалов для сборки-инструментов, краски, клеев, химии. В 1985 году издание TAMIYA-NEWS становится регулярным и издается на 10 языках. В 1987 издание отмечает 400 выпуск. А продажи моделей превышают отметки в 10 млн штук.
Также, не могу не отметить, что фирма активно участвует в общественной жизни . В 1990 году Тамия помогает в восстановлении танкового музея в Великобритании, спонсирует команду Франции в Ралли Париж-Дакар. В 1991-официальный спонсор команды Формулы 1 Team Lotus F1 в чемпионате мира 1991 года
Перед миллениумом, эта компания имела более 300 наименований техники в каталоге в 35-м масштабе. Тем самым задавая высокую планку конкурентам. Да, трудно описать заслуги компании которая почти 80 лет на рынке задает тон конкурентам. Это доказывает, что поражение которое было в начале приведет к триумфу при правильной оценке.
Я считаю,что главный успех этой фирмы-это то что она настроена на потребителя. Отсюда и качество. А хотите интересный факт?
На вкладышах из жвачки "Турбо" использовались модели автомобилей, которые были представлены в каталоге TAMIYA за 1989 год. Вот живите с этим теперь)
Всем спасибо за просмотр!