Найти тему
Бортовой журнал kua1102

Нужен ли автозапуск по температуре? Вносит ли он вклад в уменьшение ресурса двигателя?

Оглавление

Всем привет!

Развеивая миф о существенном уменьшении ресурса двигателя автомобиля при холодных запусках я использовал допущение, что на автомобиле установлена сигнализация и предусмотрен автоматический пуск двигателя по температуре: как только температура на датчике достигнет отметки -15 градусов Цельсия, происходит автозапуск.

В сегодняшней статье хотелось бы порассуждать о гораздо более вредной для двигателя ситуации – длительная работа на холостых оборотах, которая является следствием использования автозапуска. Ну и если уж быть совсем кратким в позиционировании темы статьи, то я бы задал такой вопрос себе и, как следствие, общественности: «Нужен ли автозапуск по температуре? Какие последствия от частого использования автозапуска по температуре?»

Нужен ли автозапуск по температуре?

Вопрос необходимости использования автозапуска, не смотря на лёгкость ответа на него, тем не менее, сложен. Например, если мы будем рассматривать Сибирь, то отрицательные температуры, совокупно, наблюдаются на протяжении 6 месяцев. Я уже приводил график температур в г. Томске за 2020 год, сделаю это еще раз:

Диапазон изменения дневных и ночных температур в г. Томске в период с 1 января по 31 декабря 2020 года. Автор графики kua1102
Диапазон изменения дневных и ночных температур в г. Томске в период с 1 января по 31 декабря 2020 года. Автор графики kua1102

Собственно, в особо холодные дни столбик термометра опускался ниже отметки -40 градусов. Лично я считаю, что при температурах ниже -30 градусов особой целесообразности в использовании личного автомобиля нет, однако если утром хочется гарантированно завести автомобиль, чтобы обязательно поехать на нём (ведь автомобиль покупается для того, чтобы на нем ездить), а ночью за окном ожидается -35, то все-таки лучше ночью его завести. Поэтому если не установлен автономный подогреватель и на зиму не залито моторное масло 0W, то автозапуск большинство автолюбителей северных регионов используют.

О снижении ресурса двигателя из-за использования автозапуска

А теперь предлагаю посмотреть на факт использования автозапуска через призму снижения ресурсности двигателя. Все мы привыкли рассматривать ресурс двигателя как величину, исчисляемую в километрах пробега. Но правильнее, считаю, под ресурсом двигателя понимать количество моточасов, которое он отработает. Как их посчитать? Давайте отталкиваться от рекомендаций завода-изготовителя по прохождению ежегодного технического обслуживания. Для марок автомобилей Volkswagen техническое обслуживание должно проходиться раз в год или раз в 15 тысяч километров пробега. Теперь нам нужно эту цифру конвертировать в моточасы. Обычно ресурс, в течение которого моторное масло сохраняет свои свойства, составляет около 300 моточасов. Таким образом, если предположить, что периодичность прохождения технического обслуживания рекомендуется исходя из сохранения моющих свойств моторного масла, то средняя скорость автомобиля должна составлять 50 км/ч (я взял и поделил 15 тысяч на 300).

Завод-изготовитель обещает, что атмосферный двигатель CWVA EA 211 должен без проблем пройти 250 тысяч километров пробега, если владелец будет соблюдать рекомендации по периодичности прохождения технического обслуживания. Предполагая, что средняя скорость движения автомобиля будет составлять 50 км/ч, получается, что ресурс двигателя составляет 5000 моточасов. Именно этим параметром и будем оперировать.

Для начала предлагаю обсудить, как вообще автозапуски влияют на прирост моточасов. Опять же, технологию расчета буду использовать аналогичную использованной при калькуляции эквивалента пробега «холодным запускам», но с некоторой коррекцией. Я принял следующие допущения:

  • автозапуск будет срабатывать при достижении температуры отметки -20 градусов (этот диапазон выбрал из предположения, что в двигатель зимой залито масло 5W , поэтому запуск при температуре -20 градусов не нанесет вреда двигателю);
  • если окружающая температура будет от -20 до -23 градусов, то время остывания двигателя до температуры -20 градусов будет составлять 9 часов, также дополнительно учитывается 20 минут работы двигателя после автозапуска по достижению температуры;
  • если окружающая температура будет от -23 до -30 градусов, то время остывания двигателя до температуры -20 градусов будет составлять 3,8 часа, также дополнительно учитываю 20 минут работы двигателя после пуска;
  • если окружающая температура будет ниже -30 градусов, то время остывания двигателя до температуры -20 градусов будет составлять 3,1 часа. Также учитываю 20 минут работы двигателя после запуска.

В этих допущениях я посчитал количество автозапусков двигателя по температуре на протяжении 2020 года. Получилась следующая частотная диаграмма:

Количество срабатываний запуска двигателя по температуре на протяжении 2020 года. Автор графики kua1102
Количество срабатываний запуска двигателя по температуре на протяжении 2020 года. Автор графики kua1102

Общее число запусков составит при допущениях, озвученных выше, 60. Строго говоря, это напрямую зависит от региона проживания. У нас самыми холодными были декабрь, январь и февраль, поэтому основная "нагрузка" пришлась именно на эти месяцы:

  • в январе 2020 года было 19 запусков
  • в феврале 2020 года было 4 запуска
  • в марте 2020 года было 2 запуска
  • в декабре 2020 года было 35 запусков

Предполагая, что во время каждого запуска двигатель работал ровно 20 минут (как правило, именно эта продолжительность установлена по умолчанию на сигнализации), то получаем, что за 2020 год двигатель для автопрогрева по температуре проработал 20 часов.

Таким образом, считаю, автозапуском по температуре как вкладом в снижение ресурса двигателя можно пренебречь

О влиянии на ресурс двигателя предварительных прогревов перед поездкой

Далее посмотрим на эту проблему с другой стороны. Допустим, что человек может себе позволить не использовать автозапуск по температуре (например, живет в южных районах страны), но предпочитает перед поездкой запускать двигатель на 15-20 минут.

При температуре ниже -20 градусов в нашем регионе очень многие автовладельцы используются автозапуск по температуре. Автор фотографии kua1102
При температуре ниже -20 градусов в нашем регионе очень многие автовладельцы используются автозапуск по температуре. Автор фотографии kua1102

Тут уже ситуация получается несколько иная. Допустим, что перед поездкой двигатель всегда предварительно работает и машина эксплуатируется круглый год. Допустим, что в условиях отрицательных температур время работы на холостых составляет 15 минут, а в условиях положительных - 10 минут (например, чтобы кондиционер успевал охладить салон, если это лето, а если это осень-весна, чтобы печка начала дуть теплым воздухом). И делается эта процедура дважды в день.

Применительно к Томску получается такая печальная статистика:

  • количество ночей с отрицательными температурами - 177
  • количество дней с отрицательными температурами - 130
  • количество ночей с положительными температурами - 189
  • количество дней с положительными температурами - 236
А чтобы не возникало сомнений, прикладываю фотографию моего старинного города по состоянию на конец февраля 2021 года. Как видите, до весны еще далеко... Автор фотографии kua1102
А чтобы не возникало сомнений, прикладываю фотографию моего старинного города по состоянию на конец февраля 2021 года. Как видите, до весны еще далеко... Автор фотографии kua1102

Тогда, при допущении о выбранной продолжительности работы на холостых перед поездкой в зависимости от температуры воздуха получаем, что на утренних предварительных прогревах двигателя будет затрачено 75,8 часов, а в вечерних предварительных прогревах - 71,8 часов. Итого за год - 147,6 часов работы двигателя.

Как видите, по сравнению с автозапуском по температуре мы получаем более чем семикратное превышение, но здесь я хотел бы напомнить о еще одном факте, который касается современных бензиновых двигателей.

Современные двигатели - это длинноходовые двигатели. Например, для двигателя 1.6 MPI CWVA EA211 длина хода поршня составляет 86,9 мм [1]. При штатной работе двигателя (когда машина находится в движении, обороты составляют 2000-2500 об./мин) стенки цилиндров двигателя эффективно смазываются масляным туманом (за это отвечают вкладыши коленчатого вала). Когда мы запускаем двигатель и обороты соответствуют холостому ходу (на разных машинах по разному, но на моём автомобиле обороты холостого хода составляют 800 об./мин), то ситуация в корне меняется.

Обороты холостого хода для двигателя 1.6 MPI CWVA EA211, который установлен в автомобиль Volkswagen Polo. Автор фотографии kua1102
Обороты холостого хода для двигателя 1.6 MPI CWVA EA211, который установлен в автомобиль Volkswagen Polo. Автор фотографии kua1102

На оборотах холостого хода интенсивность преобразования капель моторного масла в масляный туман уменьшается, в результате в наивысшей области цилиндра плёнка масла истончается и начинается износ этой области. И интенсивность износа прямо пропорционально длительности работы двигателя на холостом ходу. Я знаю, что меня сейчас должны поправить и сказать, что из-за наличия масляных форсунок эта проблема выдуманная, но, во-первых, далеко не во всех двигателях эти самые масляные форсунки есть (особенно если говорить о малообъемных бензиновых двигателях), а, во-вторых, их производительность в определенной степени зависит интенсивности оборотов (хотя есть мнение от профессионала в данном вопросе, что уже на холостых оборотах форсунки имеют достаточную производительность [2]).

Поэтому, на мой взгляд, длительный прогрев двигателя перед поездкой гораздо более губительных автопрогревов по температуре (особенно если автозапуск настроен на -20 градусов, например) и в гораздо более значительной мере сокращает интервал смены моторного масла.

На своем автомобиле (у меня установлен Webasto) жду буквально пару минут и плавно начинаю движение. И к моменту выезда на оживленный участок дороги температура охлаждающей жидкости уже достигает рабочего уровня (90 градусов).

Другие мои статьи

О мифах: "холодный пуск" двигателя существенно сокращает его ресурс

Моя аргументация в пользу того, чтобы не использовать личный автомобиль при температурах ниже -30

"Подснежники"-автомобили: чем может обернуться долгое простаивание автомобиля в сугробе?

Список источников

1. https://www.drom.ru/catalog/volkswagen/engine/cwva/

2. https://www.drive2.com/b/491997094765134545/?page=0

С уважением, Юрий (kua1102)

Авто
5,66 млн интересуются