Найти тему
Александр С-К

Нива Урбан - перенос генератора наверх вправо

___________________________________________________
ДОПОЛНЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ ДЗЕНА (август 2024 года)
.
Объясняю гадящим троллям и умникам желающим меня приземлить.
Все мои записи на Дзене, я публикую не ради продвижения и саморекламы.
Это "резервные копии" моих записей на DRIVE2 (ссылка), где приветствуются разного рода доработки и эксперименты увлечённых людей.
Потому и стиль записей именно такой.
Я стараюсь отвечать ВСЕМ (даже троллям) и принципиально ни чьи даже самые идиотские и гадкие посты НЕ ЗАТИРАЮ.
Пусть Мир видит какие люди бывают и какую хрень несут.
Несогласные со мной, высказывая свою позицию, постарайтесь уложиться в один-два поста, потому как продолжительно с вами спорить у меня нет ни сил ни желания.
Упёртых и длительно навязывающих мне своё мнение, я буду банить.
При этом, я с удовольствием поддерживаю длинные продуктивные диалоги, так как они дополняют полезной информацией мою запись.
КОНЕЦ ДОПОЛНЕНИЯ
__________________________________________________
.
ИСХОДНАЯ ЗАПИСЬ С DRIVE2

На ниве с кондиционером перенести генератор наверх по распространённому варианту к ГУРу не получается, место занято компрессором.
Место для установки генератора есть с правой стороны, но так же есть и проблема — шкивы главного вала, помпы и перенесённого генератора получаются почти на одной линии.
Так как ремень клиновый, то что-бы он обхватывал все три шкива пришлось бы ставить прижимной ролик который будет гнуть ремень снаружи, тем самым снижая его ресурс, по некоторым источникам из интернета до 40%.
Вобщем от этой идеи я сразу отказался, решено было использовать схему с паразитным шкивом.
.
Дабы не ломать заводской конструктив, паразитный шкив делается по образу и подобию реального генератора, и ставится на те-же посадочные места, что и генератор с завода.
Теперь в случае чего, всегда можно переставить генератор назад вниз.
Для любителей извращений, можно поставить второй генератор…
:-)
И так, схема переноса генератора наверх выглядит вот так.
(Пропорции соблюдены, чертилось поверх реальной фотографии двигателя).

Зелёным обозначены старые шкивы и ремни.
Красным, новые элементы.
Синим, имитация генератора, он же паразитный двойной шкив.
.
Схема доработки сделана с расчётом на то, что бы можно было переставить генератор назад даже в полевых условиях.
Потому было сделано минимальное вмешательство в заводские узлы.
.
Внимание!
Схема переноса подходит только для нивы у которой штатный воздухозаборник убран от радиатора двигателя.
Например вот так как у меня -
ссылка
.
Ступицу для паразитного шкива пришлось заказать у токаря, которого я снабдил эскизом того что хочу от него получить, двумя подшипниками 6303 и парой литых клиновых шкивов.
Сам не теряя времени занялся сборкой кронштейна для переноса генератора наверх.
.
Для начала необходимо было убедится, что всё влезет, потому была создана деревянная имитация генератора и ремня.

-2
-3

Дальше кронштейн стал строится поэтапно.
Названия элементов буду давать в алфавитном порядке по очерёдности изготовления.
Используемый материал — железная полоса толщиной 3 мм. и шириной 33 мм.
.
Элемент A — крепление к кронштейну поддерживающему ресивер.

-4

На фото видно, что пришлось немного сточить железа под патрубок, хотя можно было чуть задрать вверх конец элемента, но я не захотел, не люблю косые углы.
На фото за ресивером не видно, есть ещё немного сточенного железа, элемент упирался в ребро жёсткости ресивера.
.
Элемент B — крепление к болту заводского регулировочного кронштейна генератора.

-5

Так же пришлось сделать вырез под патрубок.
К сожалению прямой угол между элементами A и B сделать не удалось, ну да ладно, там не видно.
:-)
Элемент C — крепление к точке крепления проушины для подъёма двигателя.
(как оказалось, этот элемент можно не делать — читать дополнение в конце записи).
Шпилька оказалась короткой, выковыривать её и менять на более длинную было лень, пришлось проушину демонтировать и на её место прикрутить элемент C.

-6

Элемент D — крепление к верхней шпильке помпы.
Пожалуй самый трудновыполнимый элемент — гнуть пришлось в двух плоскостях.
Хотя думаю есть другие варианты более лёгкого его исполнения.

-7

Элемент E — основное крепление генератора.
На случай ошибки в измерениях, этот элемент был выгнут с небольшим запасом по ширине между "ушами", что-бы можно было двигать генератор вдоль болта в некоторых пределах, заполняя пустое пространство шайбочками.
.
Дальнейшее действие самое опасное и самое ответственное — необходимо приварить элемент прям на машине и не ошибиться в параллельности нижнего шкива с верхним.
Элемент прикручивается к деревянной имитации генератора, выравнивается, прихватывается клещами и приваривается.

-8

Элемент F изготавливается после монтажа элемента G, потому перейду сначала к описанию последнего.
Элемент G — регулировочный кронштейн изготовленный из заводского 21082.
Из всех имеющихся кронштейнов, для моей задачи подошёл именно он — крайний слева.

-9

Убралось всё лишнее.

-10

Элемент F — регулировочная тяга генератора.
На фото ниже видно, что она немного огибает генератор.

-11

В итоге получился вот такой "паук", хоть на выставку абстракционизма выставляй.
:-)

-12

Ниже привожу "чертежи" срисованные с реальных элементов.
Измерял везде где только можно было.
:-)

-13

-14
-15
-16
-17
-18

Дождался от токаря нужных железок.
Так как точных чертежей я ему не давал, он делал всё по своему разумению.
Мне только осталось всё это собрать.

-19

Перед сборкой я всё измерил, получился вот такой чертёж.

-20

Ступица со шкивами прикручивается к несущей пластине через переходное кольцо, которое в свою очередь приваривается к ней с таким расчётом, что бы она (ступица) была выдвинута на нужное расстояние.
В принципе, можно приварить ступицу сразу к несущей пластине без кольца.
А ещё лучше выточить ступицу цельно с кольцом и регулировку расстояния шкивов от пластины проводить подкладыванием шайбочек под болты.
Вобщем другие варианты исполнения данного узла есть.
А мне пришлось собирать то что имелось.
:-)

-21

К несущей пластине, цилиндрическая опора приваривается так, что бы она выступала поверх пластины на 5 мм, так же как сделан выступ на такой же опоре реального генератора.

-22

Внимание!
Расстояние между крайними отверстиями на несущей пластине должно быть строго 172 мм., (как на генераторе) иначе болт не попадёт в регулировочный кронштейн.
.
Для облегчения регулировки натяжения, на втором конце несущей пластины "поверх" крепёжного отверстия была приварена пластина с проточкой под головку болта.
Теперь для регулировки потребуется один ключ.

-23

Покрасил только для того что-бы сделать фото, замаскировать огрехи сварки, так как сварщик из меня не очень.
Потом всё это безжалостно и жирно было замазано резинобитубной мастикой.
:-)
В собранном виде конструкция выглядит вот так.

-24

Дополнительный ремень между паразитным шкивом и генераторам длинной 850 мм., теоретически можно натянуть и 800-й.
На фото ниже показаны регулировочные кронштейны, видно что запас в регулировках есть.

-25

В процессе испытаний вылезла небольшая проблемка.
Ремень в спокойном состоянии проходит в 2 мм от нижнего патрубка радиатора, а при работе он колеблется и слегка задевает этот патрубок.
Это колебание связано с тем, что ремень на двух шкивах сильно растянут в пространстве.
Пришлось прикрутить к кузову проушину и к ней с помощью широких стяжек притянуть патрубок, убрав его от ремня примерно на 1 см.
Это расстояние плавающее — зависит от текущего состояния (натяжения) ремней.

-26

Этот вариант оказался не удачным.
При рывковых нагрузках на двигателе он пляша на подушках всё же достаёт ремнём до стяжек, одну даже успело перерезать, хорошо что я перестраховался и поставил две стяжки.
Пришлось сделать "бронированный" вариант, в ход пошли два пружинных хомута которые были подвязаны к хомуту на кузов.

-27

Этот вариант мне тоже не понравился и я просто решил заменить патрубок на другой.
В магазине был куплен патрубок от 2101-07 ( на фото сверху родной, а снизу купленный).

-28

Укороченый на 2 см он нормально встал вместо родного.
Термостат чуть сместился назад, остальные патрубки переобжались под новое положение термостата.
Теперь расстояние от ремня до патрубка около 5 см.

-29

Исключительно для перестраховки на случай обрыва ремня, напротив него на патрубок были одеты два хомута "Norma 44".
Расточительно, зато спокойно.
:-)
В окончательном варианте перенесённый вверх генератор выглядит вот так.

-30

Видео живой работы - ссылка

Озвучу некоторые мысли…
Генератор теперь в сухом месте, но ему теперь жарче, лето впереди покажет…
Кронштейн для крепления генератора собран из железной полосы, как она себя поведёт со временем, не известно, пока что признаков подвижки я не наблюдаю.
Ступица с паразитным шкивом собрана по лёгкому варианту, без сальников, если идея себя оправдает, то можно собрать вариант с сальниками.
Теперь в машине три ремня, что есть некоторая потеря надёжности — к двум имеющимся штатным в запасе, кинул третий на 850 мм.
Центр тяжести двигателя сместился, но по ощущениям вибрационная картина не изменилась.
Такое ощущение, что чуток добавилось шума от дополнительных узлов, паразитного шкива и ремня.
Расход остался прежним.
.
Чётко проявившихся минусов я выделил пока три, но они не существенны.
Натягивать ремень "коленвал-паразитный шкив" сверху стало неудобно, монтировку подсунуть мешает генератор, теперь подпихивать приходится снизу.
Проверить на течь патрубки охлаждения двигателя стало сложнее, не подлезть из-за того же генератора.
Стало трудно добраться до трёхходового крана вот этой доработки -
ссылка
Позже, проблема исчезла, так как вместо трёхходового крана был поставлен электро-клапан -
ссылка
.
ДОПОЛНЕНИЕ
При общении с участниками нива-форума (
ссылка) в личке и напрямую образовалась пара идей усовершенствования данной конструкции.
Озвучу их здесь, вдруг кому либо пригодится.
Для увеличения передаточной мощности ремня "паразитный шкив — генератор" можно поставить дополнительный прижимной ролик, я посмотрел, место есть.
В отличии от случая озвученного мной в начале (если бы пришлось связывать одним ремнём помпу, коленвал и генератор), в данном варианте прижимной ролик не будет гнуть ремень "наоборот", а просто его прижмёт, тем самым обеспечит лучший натяг и больший обхват шкивов ремнём.
.
Так же была озвучена идея увеличения оборотов генератора за счёт увеличения диаметра ведомого паразитного шкива, при этом шкив генератора остаётся заводской.
При обычной стоковой схеме, увеличить обороты генератора можно уменьшив диаметр его шкива, от чего ремню может поплохеть, ну а увеличение диаметра главного шкива который потянет изменение диаметра помпового можно вобще не рассматривать.
Вобщем места для подвигов в данной конструкции ещё много.
:-)
.
ДОПОЛНЕНИЕ
На днях полез под капот и обнаружил, что нет болта соединяющего элемент B с элементом D.
То есть кронштейн самопроизвольно отвязаля от точки опоры на шпильке помпы.
Сколько времени я так проездил врать не буду, но проблем никаких не вылезло.
Значит кронштейн достаточно надёжен, а мне нужно научится закручивать гайки.
:-)
.
ДОПОЛНЕНИЕ
Обнаружил лопнувший элемент C, я опять ездил на трёх точках опоры и по всем прикидкам очень долго.
Проблем не было.
Как оказалось, наличие этого элемента добавляет вибраций, потому я от него отказался вообще.
Чуть подробнее на эту тему в ДОПОЛНЕНИИ к вот этой записи -
ссылка

ДОПОЛНЕНИЕ.
Прошло 2 года (42 000 км) и система переноса генератора была СНЯТА.
Подробности здесь -
ссылка

Остальные мои публикации по доработке Нивы Урбан здесь - ссылка

Авто
5,66 млн интересуются