...И снова центроплан. Вверху синей стрелкой обозначена видимая через люк ПИО — панель индивидуального обслуживания, та самая, где кнопка вызова стюардессы. Между ними зияют места под кислородные маски — блоков пока нет. На полкадра — укутанный теплоизоляцией III лонжерон крыла, который склёпан с 49-м шпангоутом фюзеляжа.
Серая труба внизу — трансмиссия закрылков, почти такая же, как у предкрылков.
Одна из опор обведена жёлтым пунктиром и показана крупно. Автомобилисты не ошиблись — в опору вкручена тавотница (на жаргоне — микрик), чтобы пробивать подшипники смазкой. Красной стрелкой показан РА-56 — рулевой агрегат АБСУ (снова грубо скажу — автопилота), зелёной — дифференциальная качалка, слагающая движения штурвалов и РА-56, жёлтой — тяга к правому элерону, точно такая же уходит к левому, а жёлтые штанги — пружинные тяги, если тяги на одном из бортов заклинят, то пружина тяги будет обжиматься и не мешать работе другого борта.
Здесь лучше видно — над РА есть ещё одна пружинная, поменьше. Это центрирующая тяга, она при выключении РА-56 центрует его штоки, чтобы РА не влиял на положение элеронов. Синей стрелкой с краю показана роликовая опора тросов интерцепторов, жёлтой — ЭГМ-1, электрогидравлический механизм управления средними интерцепторами. Он есть лишь на Ту-154М.
У него две функции, первая — подать давление к гидроусилителям либо при нажатии кнопки на рукоятке, либо при страгивании рукоятки усилием 25 кгс (если кнопка неисправна или самолёт попросту обесточен). На Б-2 на это стоит лишь электрокран и обесточенную машину интерцепторами не притормозить никак, а иногда надо — вспомните Ижму.
Вторая функция ЭГМа — на посадке или прерванном взлёте автоматически выпустить средние интерцепторы, он потянет всю проводку вместе с рукояткой, поэтому на Б-2 рукоятка с защёлкой, на М без — проводку фиксирует ЭГМ... Зелёной стрелкой показаны обратные клапаны гидромагистралей слива, красной — датчик ДОР-2 тяги правого элерона.
А это дифференциальная качалка, состоящая из двух частей — коромысловой качалки и поводка. Если на большинстве самолётов РА подключены параллельно и при работе автопилота дёргают штурвал, то на Ту-154 всё хитрее. К коромысловой качалке подходят тяги от штурвала (синяя стрелка), РА-56 (зелёная) и элеронов (жёлтая), а сама качалка "синей" точкой опирается на поводок, который уже опирается на самолёт (красная).
Если РА выключен, то "зелёная" удерживается центрирующей тягой в нейтрали и при работе штурвалом вся дифкачалка будет качаться вокруг "зелёной", без изменений передавая движения штурвала элеронам. Если самолёт идёт на автопилоте, то РА будет качать коромысловую вокруг "синей" точки, передавая перемещения элеронам, штурвалы же, удерживаемые загружателем, будут почти неподвижны. Белой стрелкой показана тяга МУшки — датчика, выдающего положение РА-56 на запись в регистратор.
Положение штоков РА-56 видно на этом приборе — нулевом индикаторе, стоящем внизу приборной доски. Это просто три вольтметра с нулями посередине. При совместной работе качалка, совершая сложные движения, будет складывать управляющие воздействия штурвалов и рулевого агрегата, а это и есть нормальный полёт в штурвальном режиме АБСУ, когда пилоты задают "генеральный курс", а система устойчивости-управляемости по сигналам от БДГ-26 гасит короткопериодические колебания. Так устроены все три канала управления — креном, курсом, тангажом.
Это правый борт фюзеляжа с гермовыводами. Справа — блок БУ-2А обнаружения асимметрии предкрылков, которая, как известно, может завалить самолёт в крен. Установлен лишь на Ту-154М — на Б-2 нет защиты от обрыва трансмиссии предкрылков, а на Ту-134 такой же управляет закрылками. По сути БУ-2А — прямой предок 6Ц254.
Вид назад, обзор заднего багажника. По левому борту идут жёлтые топливные трубы питания двигателей, поверху идут тросы управления двигателями, а в самом конце виден гермошпангоут 67А — на нём кончается гермокабина и начинается негерметичный пятых техотсек. Обшивка багажника ещё не установлена. Ближе к хвосту на топливных трубах видна гермокоробка — в ней спрятаны соединения труб, чтобы при протечке топливо не текло в фюзеляж. Полость гермокоробки выведена на левый борт, отверстие подписано — "Течь топлива устранять".
Так выглядит обшитый багажник, я осматриваю силовые клеммы в нижней части правой панели генераторов — обе они стоят перед задними туалетами, а бок о бок с ними, в закоулке у задних аварийных дверей, сидят четыре пассажира.
А это ещё один выпускной клапан АРД, только самые внимательные заметили какой-то отросток на его боку. Клапаны 3 и 4, стоящие за центропланом, оборудованы заслонками, которые закрываются тумблером на панели бортинженера, подписанным просто — «Включи при посадке на воду». Они замедляют затопление самолёта через выпускные клапаны.
Дальше вас ждёт самая поэтичная часть самолёта — крыло!