Работы по мотору начались в 1939 г. в ОКБ Швецова в инициативном характере. Ведущий конструктор Эвич уменьшил ход поршня и так удалось уменьшить диаметр мотора, по сравнению с М-81 их же КБ на 115 мм. За выигрыш в диаметре пришлось заплатить более напряженными удельными параметрами мотора.
ОКБ в 1940 г. выпустило три опытных экземпляра. Первые испытания мотора состоялись 15 марта 1940 г. выявленные неполадки устраняли до конца года.
Поскольку тогда Швецов так не смог довести до серии М-71, М-81 и М-82, заводу № 19 в г. Молотов в 1941 г. приказали переходить на моторы водяного охлаждения М-105. 14 декабря 1940 г. в приказ НКАП внесли изменения, теперь должен был выпускаться АМ-35А. ОКБ Швецова интенсифицировало работы по перспективным моторам. В декабре 1940 г. на заводе № 19 выпустили три серийных М-82 один предназначался для испытаний винта АВ-5 и регулятора Р-7, второй ушел на заводские 50-часовые испытания, третий передали на летные испытания на самолете ОКБ Поликарпова. Но поскольку И-185 Поликарпова рассчитывался под мотор большего диаметра самолет начали приспосабливать под М-82 в апреле 1941 г., когда двигатель прошел 50-часовые испытания.
Швецов не дожидаясь конца испытаний 31 декабря 1940 г. отправил письмо секретарю Молотовского областного комитета ВКП (б) Гусарову с просьбой ходатайствовать перед ЦК ВКП (б) о разрешении запустить М-82 в серию. М-82 должен был иметь взлетную мощность 1 500 л. с., на 6 000 м - 1 200 л. с. В 1941 г. конструктор предполагал возможным выпустить с марта 1 800 моторов.
Гусаров отправил письмо Сталину 2 января 1941 г., но понимания инициатива не нашла. Но поскольку М-71 и М-82 все же прошли в феврале 1941 г. 50-часовые испытания, а для выпуска деталей АМ-35А требовалось 650 станков, в том числе специализированных, удалось вновь поднять вопрос о моторе М-82. 6 мая 1941 г. прошло большое совещание в Кремле на котором были: И. В. Сталин, В. М. Молотов, Г. М. Маленков, А. И. Микоян, П. Ф. Жигарев, И. Ф. Петров, М. А. Левин, Т. М. Белобородов, А. Д. Швецов, Н. И. Гусаров, А. И. Шахурин, В. П. Кузнецов, Г. В. Кожевников и В. П. Бутусов. Секретарь Пермского обкома ВКП (б) Гусаров, директор завода № 19 Кожевников и главный инженер завода Бутусов смогли убедить собрание, что перепрофилирование завода под моторы водяного охлаждения может привести к неоправданным затратам ресурсов и времени.
Постановления СНК от 9 и 10 мая и отданный 13 мая 1941 г. приказ НКАП 3 438 установили заводу № 19 план по выпуску М-82 в 1941 г. в количестве 1 510 штук.
Одновременно приказали конструкторам Микояну, Яковлеву, Сухому, Поликарпову и Туполеву дали задачу поставить мотор на свои самолеты и начать летные испытания. 3 июля задание поставить М-82 на ЛаГГ-3 отдали главному конструктору ОКБ завода № 301 Гудкову, 29 июля 1941 г. такую же задачу получило ОКБ Ильюшина для Ил-2.
Завод № 19 был довольно мощный и обеспечивал до 18 % выпуска всех авиамоторостроительных заводов СССР.
Конструкторам пришлось строить модификации своих самолетов под М-82 не имея мотора физически, так как он был выпущен только в 10 экземплярах в первом полугодии 1941 г.
Всего в 1941 г. завод № 19 выпустил 412 моторов М-82 и все они требовали переделки.
С М-82 И-185 Поликарпова должен был развивать 626 км/ч на высоте 6 550 м, у МиГ-9 Микояна - 630 км/ч на высоте 6 500 м, у Гу-82 Гудкова - 620 км/ч на высоте 6 400 м, у ЛаГ Лавочкина - 605 км/ч на высоте 6 500 м. Но ни один самолет не подтвердил расчетные скорости при продувке в аэродинамической трубе.
До мая 1942 г. М-82 не находил себе применения, поначалу планировали серийный выпуск Су-2 (всего выпустили 51 самолет), Ил-2 и Ту-2.
Получилось, что завод № 19 весь 1941 г. и половину 1942 г. работал по обслуживанию авиапарка боевых и учебных самолетов старых типов и транспортной авиации, поставлял литье для заводов № 24 и № 45 НКАП и выпускал запчасти для тракторов.
Только в мае 1942 г. совместными усилиями ОКБ Лавочкина и специалистов ОКБ Швецова удалось установить М-82 на ЛаГГ-3, машина показала на испытаниях скорость 600 км/ч на высоте 6 450 м.
Впоследствии появится Ла-5 и Ла-7, последний станет одним из лучших советских истребителей Великой Отечественной войны.
Спасибо за прочтение.