Первые снегоходы в СССР появились в начале 1960-х. До Союза дошли новости о серийном выпуске снегоходов. Решили создать свои мото-нарты по принципу "купили буржуйские-скопировали на свой лад". Что же в итоге получилось?
Выпускавшиеся массово в 60-х Polaris и Arctic Cat имели заднемоторную компоновку. Впоследствии от нее все откажутся в пользу традиционной как у первого серийного снегохода Bombardier. Увы тогда наши конструкторы скопировали тупиковую заднемоторную схему. В 1963 году из ворот Горьковского Политеха выехал первый опытный образец снегохода С-ГПИ-18. Вернее мотонарты. Именно так их тогда называли.
Эксперимент получился неудачным. Отсутствие подвески передавало все удары на корпус снегохода. Повышенные ударные нагрузки не добавляли надежности и затрудняли преодоление сложного рельефа. Кроме изначально ошибочной компоновки и отсутствия подвески моторнаты С-ГПИ-18 имели просчет и в гусеничном приводе. Вместо традиционной гусеницы стоял движитель Неждановского с лыжей внутри скелета гусянки. Поэтому в глубоком снегу проходимости не хватало даже с шириной трака 75 см!
При весе в 300 кг машине не хватало тяги. В качестве мотора взяли двухтактный ИЖ-56 (350 куб. см, 13 л. с.). Управляемость при гигансткой длине машины отсутствовала. А макимальная скорость составляла всего 15-20 км/ч.
Обидно! Огромный труд был проделан зря. Зато появилось понимание основных закономерностей работы гусеничных машин. Именно такие ошибки и попытки вскоре приведут к правильному выбору "донора" для народного Бурана. Но это уже совсем другая история.