Найти в Дзене
Техника мужика

Снегоход-монстр из СССР. Гусеница шириной 75 см! Выпускался до Бурана!

Первые снегоходы в СССР появились в начале 1960-х. До Союза дошли новости о серийном выпуске снегоходов. Решили создать свои мото-нарты по принципу "купили буржуйские-скопировали на свой лад". Что же в итоге получилось?

Выпускавшиеся массово в 60-х Polaris и Arctic Cat имели заднемоторную компоновку. Впоследствии от нее все откажутся в пользу традиционной как у первого серийного снегохода Bombardier. Увы тогда наши конструкторы скопировали тупиковую заднемоторную схему. В 1963 году из ворот Горьковского Политеха выехал первый опытный образец снегохода С-ГПИ-18. Вернее мотонарты. Именно так их тогда называли.

Кто сказал, что снегоходы не летают? В СССР "летали" даже на мотонартах! Обратите внимание на современную высокую посадку.
Кто сказал, что снегоходы не летают? В СССР "летали" даже на мотонартах! Обратите внимание на современную высокую посадку.

Эксперимент получился неудачным. Отсутствие подвески передавало все удары на корпус снегохода. Повышенные ударные нагрузки не добавляли надежности и затрудняли преодоление сложного рельефа. Кроме изначально ошибочной компоновки и отсутствия подвески моторнаты С-ГПИ-18 имели просчет и в гусеничном приводе. Вместо традиционной гусеницы стоял движитель Неждановского с лыжей внутри скелета гусянки. Поэтому в глубоком снегу проходимости не хватало даже с шириной трака 75 см!

Устройство движителя Неждановского. Вокруг лыжи крутится "скелет" гусеницы. Уплотненный лыжей снег помогает реализовать крутящий момент. Увы на практике идея не нашла применения.
Устройство движителя Неждановского. Вокруг лыжи крутится "скелет" гусеницы. Уплотненный лыжей снег помогает реализовать крутящий момент. Увы на практике идея не нашла применения.

При весе в 300 кг машине не хватало тяги. В качестве мотора взяли двухтактный ИЖ-56 (350 куб. см, 13 л. с.). Управляемость при гигансткой длине машины отсутствовала. А макимальная скорость составляла всего 15-20 км/ч.

Обидно! Огромный труд был проделан зря. Зато появилось понимание основных закономерностей работы гусеничных машин. Именно такие ошибки и попытки вскоре приведут к правильному выбору "донора" для народного Бурана. Но это уже совсем другая история.