Тулпа́р (башк. толпар, каз. тұлпар, тат. тулпар, кирг. тулпар) — крылатый (или летящий) конь в тюркской (кыпчакской (башкирской, казахской, татарской, кыргызской и других)) мифологии.
Это была вторая половина нулевых годов, Башкирия цвела и пахла, нефть была дорога, доллар дёшев. Промышленность республики переживала ренессанс: завод "Нефаз" за пять лет с начала выпуска автобусов составлял успешную конкуренцию группе ГАЗ и готовился к лицензионному выпуску автобусов VDL, Башкирский троллейбусный завод клепал троллейбусы для всей Российской Федерации, включая Москву и Питер, "Витязь" выпускал вездеходы, Республика готовилась к событию - 450-летию вхождения (добровольного) Башкортостана в Россию.
Но! Не хватало промышленной изюминки под это событие! Во властных коридорах почесали головы и решили - пусть будет у Башкортостана свой трактор, трактору дадим имя "Толпар"! И завертелся процесс!
Замечу, что вероятный резон в тракторе был - в Башкортостане достаточно серьёзно развито сельское хозяйство и используя командный ресурс с республиканскими нефтяными деньгами вполне можно было обеспечить первичные поставки в республику, затем и на рынок РФ выйти.
Своего опыта проектирования и выпуска тракторов не было, проект заказали в Австрии у компании AVL List, под проект подписали республиканские предприятия: Нефаз, Витязь, Гидравлику, двигатель - газовский ЯМЗ-526, производить должны были на базе УМПО, если не подводит память - УМПО и дал первичные деньги на проект.
Процесс завертелся, проект сделали и первый трактор выпустили к выставке приуроченной к - 450-летию вхождения (добровольного) Башкортостана в Россию, проходившей в начале октября 2007 года на площади Салавата Юлаева в Уфе.
Вот что писали об этом тракторе в СМИ в то время: "Президент России Владимир Путин ознакомился с новым трактором в Уфе и дал высокую оценку технике. В. Путин отметил, что по уровню разработки и организации производства башкирский «Толпар» - лучший проект в России в своем классе.
В производстве трактора будут участвовать российские предприятия. ОАО «НефАЗ» будет производить кабины, ОАО «МК «Витязь» - коробки передач, задние и передние мосты, ФГУП «УАП «Гидравлика» и ОАО «Гидромаш» - гидравлическую аппаратуру, ОАО «БелЗАН» – крепеж. Двигатель будет поставлять группа «ГАЗ». Отечественный адаптированный двигатель «ЯМЗ-536» соответствует стандарту Евро-4.
Номинальная мощность двигателя новой техники - 220 лошадиных сил в базовой комплектации. «Толпар» имеет закрытую комфортную кабину, рулевой привод оснащен усилителем. Он может развивать скорость до 40 километров в час, а модель, предназначенная для экспорта, - до 50 километров в час. Основные технические характеристики превосходят существующие отечественные аналоги. При этом цена среднего универсального трактора мощностью 180 лошадиных сил западного производства составляет 90 тысяч евро, а башкирский трактор будет стоить не дороже 60 тысяч евро."
Ура! Ура! Уже почти получилось, даже "крёстный" был и похвалил! Только не взлетел "Толпар" - пришёл кризис и денег резко не стало. Кредиты на производство не дали, а хотели взять около 8 миллиардов рублей, да и предприятия объединённые проектом стали себя чувствовать некомфортно, начались разборки по башкирской нефтянке с федералами. И проект заглох, заглох намертво!
До 2010 года проект регулярно упоминался в местной прессе - вот-вот, взлетит, будут выпускать. Как площадка для выпуска упоминался Нефаз, причём на Нефазе узнав об этом от журналистов - очень удивились и не подтвердили эту информацию.
Дожив до 2010 года проект ушёл в архив, никому, из башкирской промышленности, не было интересно запускать проект для сельского хозяйства, для промышленности было интересно работать в нефтяных и оборонных проектах.
Похвальба ВВ не помогла и выехавший на взлётную полосу трактор "Толпар" не взлетел, тем не менее стоит похвалить участников проекта - проект дошёл до стадии первого образца, а не завис в чертежах и рендерах. На этом башкирское тракторостроение не завершилось - на одном из заводов производили отвёрточную сборку знаменитых тракторов "Беларусь".
#башкирский трактор #трактор толпар #трактор #башкортостан #промышленность башкортостана #450 лет вхождения башкортостана в РФ