Универсал, который быстрее McLaren. Сумасшедшая Audi RS2.
1 прочтение
14 февраля 2021
Усыпив мою бдительность, громадная турбина KKK дождалась заветных 4000 оборотов в минуту и дунула во все пять цилиндров с такой силищей, что стушевались бы многие ураганы. Спасибо крепким объятиям кресла Recaro — иначе мое тело вылетело бы через багажник, а пронзительно синяя Audi RS2 умчалась бы вдаль сама по себе. Потому что отсутствие водителя — явно не помеха для машины, настолько помешанной на скорости.
Паспортные 4,8 секунды до сотни ничего не скажут о том, как резко и неожиданно этот скромный универсал включает мистера Хайда. А чтобы хоть немного понять шок, в который RS2 повергала современников, вот вам простой факт: новейшая на тот момент Ferrari F355 разгонялась всего на одну десятую быстрее. Невзрачный трудяга из Ингольштадта с ноги вынес дверь в клуб элитных спорткаров, без разговоров врезал паре завсегдатаев, а потом как ни в чем не бывало сел за собственный столик, на котором с тех пор так и написано: «Зарезервировано для Audi RS».
А ведь по сути немцы просто психанули! Пошли на крайние меры от бессилия и растерянной спортивной репутации. Раллийная слава осталась в прошлом вместе с запредельной «Группой Б», а дорожная Audi Quattro — настоящая икона 1980-х — отправилась на пенсию после долгой 12-летней карьеры. Формально ее наследницей стала S2 на базе актуальной «восьмидесятки», но это было топтание на месте — тот же 220-сильный мотор, потяжелевший и совсем не такой стильный кузов… По дорогам уже вовсю носились BMW M3 и M5, крепло сотрудничество Mercedes-Benz и AMG, и только Audi сползала обратно к имиджу производителя хороших, но скучных машин. Надо было что-то делать.
Решение оказалось, можно сказать, шаблонным: славная, но изрядно поиздержавшаяся компания Porsche находилась на грани краха и бралась чуть ли не за любую работу, позволявшую пополнить бюджет. Немцы помогали нашей «Ладе» с разработкой 2108, делали силовые агрегаты для испанского Seat Ibiza, а чуть позже вообще дошли до разработки бюджетной малолитражки C88 для китайского рынка. К счастью, так и оставшейся концептом.
Audi же в первую очередь интересовал знаменитый «Волчок» — быстрый и мощный седан Mercedes-Benz 500 E. Мало того, что он был доработан Porsche, так еще и выпускался на том же конвейере в Рёссль-Бау, где прежде делали гипертехнологичное купе 959. И раз «трехлучевые» при помощи Porsche сумели навязать борьбу BMW M, «кольцам» было грех не воспользоваться отработанной схемой.
Если расписывать доработки на бумаге, сразу и не поймешь, почему скромная S2 вдруг превратилась в грозу спорткаров и мировой феномен. Ведь собирали RS2 буквально из того, что было под рукой: наметанный глаз заметит противотуманки и зеркала от 911 в кузове 993, колеса «сняты» с 911 Turbo предыдущего поколения 964, мощными тормозами поделилось трековое купе 968 Clubsport… В салоне — те самые Recaro с замшевыми серединками, декоративные вставки из карбона, да белые шкалы приборов со спидометром, размеченным до 300 км/ч. Словом, минимальный тюнинговый набор, чтобы хоть как-то отличаться от гражданской версии.
Доработок по шасси еще меньше: потолстели стабилизаторы, на пару сантиметров уменьшился клиренс, жестче стали пружины и амортизаторы — и все. В недра двигателя тоже никто глубоко закапываться не стал — блок цилиндров и шатунно-поршневая группа остались стандартными, не изменился, соответственно, и рабочий объем в 2,2 литра.
И все же вмешательств было довольно много. Мотористы Porsche разработали новые распредвалы, установили более производительные топливные форсунки, поколдовали над впуском и выпуском, чтобы двигателю свободнее дышалось, перепрошили «мозги» — и, главное, поменяли турбину. Мощность выросла почти в полтора раза — с 220 до 315 лошадиных сил — а характер преобразился до неузнаваемости. В свое время мне посчастливилось поездить на оригинальной Audi Quattro: навсегда запомню ее азартный, но дружелюбный нрав с мягко нарастающей густой тягой, ее интеллигентно-спортивные манеры... Ничего общего с RS2!
Здесь каждый разгон — проверка вашей силы духа. Перетерпеть бездонную турбояму, не свихнуться от последующего удара в спину, дотащить стрелку тахометра до отсечки — и воткнуть следующую передачу, где супер-Audi уже не станет ничего ждать, а продолжит погоню за максимальными 262 км/ч. Это такой автомобильный серфинг: один раз оседлав волну тяги, вы восторженно мчите на ней до тех пор, пока не закончится дорога или отвага. Но стоит уронить обороты ниже рабочего диапазона — и все приходится начинать заново.
А сильнее всего RS2 поражала современников стартом с места. Видите ли, в те годы спорткары, за редким исключением, оснащались только задним приводом, но Audi использовала, разумеется, фирменную трансмиссию quattro, исключающую стартовые пробуксовки. Раскручиваем мотор примерно до 4-5 тысяч оборотов, выдыхаем, бросаем сцепление — и просто исчезаем! Британцы из журнала Autocar тогда намерили, что до 50 км/ч Audi разгонялась всего за 1,5 секунды — и это было круче, чем у великого и ужасного McLaren F1. То есть быстрейший автомобиль планеты, пусть и коротко, но глотал пыль в хвосте пятиместного универсала!
Однако больше ничем RS2 развлечь не способна. Да, она тормозит так же мощно, как и разгоняется, но в поворотах это совершенно обычный автомобиль. С надежными, спокойными реакциями и генетически заложенной склонностью к сносу: чудо-мотор целиком находится в переднем свесе и беззастенчиво пытается протащить «морду» мимо поворота, стоит немного перебрать со скоростью. Особенно на скользких покрытиях.
Да и фирменный полный привод здесь совсем не для удалого дрифта: под тягой RS2 стремится распрямить траекторию, а взрывной характер мотора только мешает. Секунду назад вы пытались добиться хоть какой-то реакции на газ — а теперь уже ловите машину, разом прыгнувшую на пару метров в сторону. Тоже, конечно, весело, но не совсем в том смысле.
С другой стороны, чему тут удивляться? Вот прошла уже четверть века, а какую Audi RS ни возьми — все одно: суперкаровская динамика при правильном, но холодноватом характере. Встретить эти машины на треке практически невозможно, зато в любительском и даже профессиональном дрэге они рвут конкурентов на части. А главное — они по-прежнему универсалы.
Не все, конечно, ведь модельная линейка основательно разрослась, но в ее сердце по-прежнему находятся «сараи» RS4 и RS6. Ведь, положа руку на сердце, в этом и заключается RS-феномен: подкатить к светофору на вместительной семейной машине, а потом катапультироваться с него так, что окружающим останется только протирать глаза. И давайте начистоту: окажись RS2 седаном или купе, о ней говорили бы просто как об очень быстрой Audi. Но именно тип кузова сделал эту машину сенсацией, эхо которой не утихает до сих пор.