Найти в Дзене

"Посмотри в глаза, я хочу сказать": роль зрительного контакта в публичном выступлении

Оглавление

Довольно часто являюсь свидетелем такой картины. Коференция, защита курсовой или диплома, семинарское занятие, выступает студент. Его взгляд направлен куда угодно, только не в глаза слушателям. Думаю, многие сейчас себя узнали.

Предлагаю порассуждать и ответить на вопросы:

Почему мы не смотрим в глаза?
Что чувствуют слушатели, когда вы не смотрите на них?
Как правильно смотреть на слушателей?
Фото из личного архива автора. Защита выпускной квалификационной работы.
Фото из личного архива автора. Защита выпускной квалификационной работы.

Почему мы не смотрим в глаза?

Ответ на этот вопрос имеет уже традиционный набор: стесняемся, боимся, врём, раздражены, не испытываем эмпатии.

Однако исследования японских ученых Киотского Университета разбивают наши стереотипные представления.

В ходе экспериментов они выяснили, что зрительный контакт отвлекает от темы разговора. Значит, люди не смотрят в глаза во время выступления, чтобы мозг был сосредоточен на теме.

Согласитесь, для студента это открытие - надежное алиби)

И если, благодаря японским открытиям, себя можно оправдать, то с ощущениями аудитории все намного сложнее. Аудитория ждет и жаждет внимания.

Что чувствуют слушатели, когда вы на них не смотрите?

На одном из тренингов по публичному выступлению Радислава Гандапаса я услышала интересную мысль.

Независимо от гендерной принадлежности в публичном выступлении аудитория - это женщина, а спикер - это мужчина.

Что делает мужчина, когда хочет произвести впечатление на женщину. Конечно, он рассказывает ей что-то интересное и смотрит ей в глаза. В противном случае покорить женское серце просто нереально. Что чувствует женщина, когда с ней общаются и не смотрят. Ответ очевиден: обиду, раздражение, подозрение.

Вывод прост: если вы хотите произвести приятное впечатление на слушателей и эффектно выступить, зрительный контакт обязателен. Даже если ваш мозг сосредоточился на теме выступления и не хочет отвлекаться.

Если прямой зрительный контакт для вас испытание - начинайте дозированные тренировки этого навыка в кругу семьи, друзей. Как только начнет получаться, переходите на более сложный уровень - малознакомые люди. Верх мастерства - незнакомые люди и у вас открытый прямой зрительный контакт не менее 3 секунд. Совсем немного времени и это станет для вас обычным явлением.

Как правильно смотреть на слушателей?

  • смотрите на разных слушателей всего зала, уделяйте внимание и первым рядам, и галёрке, не забывайте про левый и правый фланги;
  • не выбирайте себе одну "жертву" и не рассказывайте только ей, остальные обидятся, да и "жертве" придется не сладко;
  • взгляд должен быть прямым и открытым в глаза слушателя, а не сквозь него;
  • исключите взгляды в стены, потолок или поверх голов слушателей;
  • сведите к минимуму взгляды в текст выступления.

И помните, если вы не смотрите на аудиторию - для неё это отличный сигнал, можно тоже заняться своими делами. Так часто происходит на лекциях, и студенты этот приём знают. Если же спикер постоянно поддерживает зрительный контакт, слушатели вовлекаются в процесс.

Перед началом выступления - наладьте зрительный контакт со слушателями.

Посмотрите на аудиторию, охватив все части зала, мысленно доброжелательно здороваясь с каждым, улыбайтесь. И только, когда аудитория притихла и устремила взгляды на вас - начинайте, она готова вас слушать.

Как только вы освоите навык "глаза в глаза", вы станете получать удовольствие от выступлений, видя реакцию и эмоции ваших слушателей.

Желаю вам приятных зрительных контактов и успешных публичных выступлений!

Если статья полезна, ставьте лайк и пишите комментарии, буду рада обсудить тему)

С искренними пожеланиями, Татьяна Патрахина , кандидат философских наук, доцент кафедры коммерции и менеджмента Нижневартовского государственного университета.