Довольно часто являюсь свидетелем такой картины. Коференция, защита курсовой или диплома, семинарское занятие, выступает студент. Его взгляд направлен куда угодно, только не в глаза слушателям. Думаю, многие сейчас себя узнали.
Предлагаю порассуждать и ответить на вопросы:
Почему мы не смотрим в глаза?
Что чувствуют слушатели, когда вы не смотрите на них?
Как правильно смотреть на слушателей?
Почему мы не смотрим в глаза?
Ответ на этот вопрос имеет уже традиционный набор: стесняемся, боимся, врём, раздражены, не испытываем эмпатии.
Однако исследования японских ученых Киотского Университета разбивают наши стереотипные представления.
В ходе экспериментов они выяснили, что зрительный контакт отвлекает от темы разговора. Значит, люди не смотрят в глаза во время выступления, чтобы мозг был сосредоточен на теме.
Согласитесь, для студента это открытие - надежное алиби)
И если, благодаря японским открытиям, себя можно оправдать, то с ощущениями аудитории все намного сложнее. Аудитория ждет и жаждет внимания.
Что чувствуют слушатели, когда вы на них не смотрите?
На одном из тренингов по публичному выступлению Радислава Гандапаса я услышала интересную мысль.
Независимо от гендерной принадлежности в публичном выступлении аудитория - это женщина, а спикер - это мужчина.
Что делает мужчина, когда хочет произвести впечатление на женщину. Конечно, он рассказывает ей что-то интересное и смотрит ей в глаза. В противном случае покорить женское серце просто нереально. Что чувствует женщина, когда с ней общаются и не смотрят. Ответ очевиден: обиду, раздражение, подозрение.
Вывод прост: если вы хотите произвести приятное впечатление на слушателей и эффектно выступить, зрительный контакт обязателен. Даже если ваш мозг сосредоточился на теме выступления и не хочет отвлекаться.
Если прямой зрительный контакт для вас испытание - начинайте дозированные тренировки этого навыка в кругу семьи, друзей. Как только начнет получаться, переходите на более сложный уровень - малознакомые люди. Верх мастерства - незнакомые люди и у вас открытый прямой зрительный контакт не менее 3 секунд. Совсем немного времени и это станет для вас обычным явлением.
Как правильно смотреть на слушателей?
- смотрите на разных слушателей всего зала, уделяйте внимание и первым рядам, и галёрке, не забывайте про левый и правый фланги;
- не выбирайте себе одну "жертву" и не рассказывайте только ей, остальные обидятся, да и "жертве" придется не сладко;
- взгляд должен быть прямым и открытым в глаза слушателя, а не сквозь него;
- исключите взгляды в стены, потолок или поверх голов слушателей;
- сведите к минимуму взгляды в текст выступления.
И помните, если вы не смотрите на аудиторию - для неё это отличный сигнал, можно тоже заняться своими делами. Так часто происходит на лекциях, и студенты этот приём знают. Если же спикер постоянно поддерживает зрительный контакт, слушатели вовлекаются в процесс.
Перед началом выступления - наладьте зрительный контакт со слушателями.
Посмотрите на аудиторию, охватив все части зала, мысленно доброжелательно здороваясь с каждым, улыбайтесь. И только, когда аудитория притихла и устремила взгляды на вас - начинайте, она готова вас слушать.
Как только вы освоите навык "глаза в глаза", вы станете получать удовольствие от выступлений, видя реакцию и эмоции ваших слушателей.
Желаю вам приятных зрительных контактов и успешных публичных выступлений!
Если статья полезна, ставьте лайк и пишите комментарии, буду рада обсудить тему)
С искренними пожеланиями, Татьяна Патрахина , кандидат философских наук, доцент кафедры коммерции и менеджмента Нижневартовского государственного университета.