Еще с советских времен наши отечественные водители (по крайней мере, многие из них) были убеждены: чем выше октановое число в топливе – тем оно лучше для транспорта.
Октановые числа бывают разных видов, в частности исследовательские и моторные.
Или вот в 1950-х гг. разрабатывалось октановое число по температурному методу.
Маркировка в одной стране может быть совсем не такой, как в другой.
То есть они считали, что 92-й бензин однозначно качественнее, чем 76-й; 95-й лучше их обоих; а 100-й – это просто «the best». И проч.
Так ли это?
Автоэксперты, в противовес этому устоявшемуся взгляду, оценивают топливо по другим критериям.
И они предупреждают: что бы вам ни говорили «бывалые» водители, желающие поучить жизни авто-новичков, и работники заправок, стремящиеся продать вам более дорогой бензин, но порой, к примеру, АИ-92 может быть качественнее, чем АИ-95.
Например, многие маркетологи проводят целые рекламные кампании, уверяя покупателей, что бензин, начиная с 95-го и выше, расходуется меньше остальных видов, зато позволяет: «добавлять энергии» топливу; снижать риск закоксовки мотора; экономить расход; и т. д. и т. п.
Специалисты утверждают: октановое число не усиливает и не снижает качество – во всяком случае, настолько существенно, как об этом думают многие водители.
Это число свидетельствует о детонационной стойкости бензина и некоторого другого топлива. Чем больше это число в бензине – тем большую степень сжатия в цилиндрах двигателя выдерживает такое топливо, не самовоспламеняясь досрочно.
В наше время у всех двигателей автомобилей предусмотрена, так сказать, индивидуальная степень сжатия.
Допустим, моторам с высокой степенью такого сжатия названное топливо не годится.
В частности, эксперты разных сайтов для автовладельцев указывают, что АИ-100 не подходит некоторым карбюраторным российским двигателям.
А некоторые впечатлительные и эмоциональные автовладельцы на форумах вообще пишут: «98-й – paзбoдяжeнная вредными присадками ослиная ..!»
Что ж, как обычно, мы приходим к выводу: чем дороже – тем не обязательно лучше…
...и вообще вся «закавыка» – в детонации.
Движки изготавливают не под октановое число, а под конкретную антидетонационную стойкость.
С качеством топлива пресловутое октановое число не связано – во всяком случае, существенно и напрямую. В частности, специалисты уверяют, что 92-й может быть высшего качества, однако же ж для двигателя с высокой степенью сжатия он не годится.
Итак, неверно считать, что, чем более высокое октановое число характеризует покупаемый вами бензин, тем лучше.
Если вы свой «жигуль» «накормите» 100-м топливом, он вряд ли скажет вам спасибо. Для карбюраторного мотора традиционных конструкций наших «ладушек» АИ-100, мягко говоря, далеко не идеален.
Если у вашего автомобиля мотор – с высокой степенью сжатия, то АИ-92, к примеру, ему не подойдет.
Бензин 98-й и 100-й также будет вреден старым моделям машин, поскольку их силовой агрегат проектировался для топлива с гораздо более низким октановым числом.
Таким образом, выбирая, каким именно топливом вам необходимо чаще всего заправлять ваш автомобиль, ориентируйтесь на рекомендации именно для вашего авто, а не на общие советы рекламы.
Конкретные октановые числа предусмотрены для конкретных же марок и моделей. Заводы-изготовители указывают эти данные в руководствах по эксплуатации.
Если вы, не прочитав такое руководство к вашему транспортному средству, будете ориентироваться на совет купить бензин с октановым числом повыше, то вы рискуете, по крайней мере, уменьшить динамику вследствие более длительного периода сгорания горючей смеси.
Словом, если по паспорту ваша «ласточка» должна «летать» на 92-м, лучше не кормите ее 95-м.
Особенно это касается транспорта, в эксплуатации которого имеются какие-либо проблемы, в частности с мотором.
П. с. Также на «бензинную» тему читайте полезную и интересную Дзен-статью о том, какие есть способы экономить топливо для автомобилей зимой, а какие – летом.