Друзья, я здорово облажался. Правда. И хочу сейчас открыто в этом признаться!
В своей прошлой статье про мопеды Рига-11 и Рига-13 я принял мопед, который вы видите слева на фотографии ниже, за (цитирую свои слова) странную «Ригу-7».
Конечно, сразу нашлись те, кто разбирается в советской технике гораздо лучше меня. В комментариях подсказали, что это вовсе не Рига-7, а ЗИФ-77.
Но знаете что? Вы тоже облажались, потому что это не он!
Это действительно продукция Пензенского велосипедного завода имени М.В. Фрунзе. Вообще, это изначально оборонный завод, основанный еще в 1915 году. Его переименовали в велосипедный в марте 1966 года.
Примерно в то же время завод освоил выпуск мотовелосипедов. Первым стал 16-В, производство которого стартовало в 1961 году.
Выпуск упомянутого в комментариях к прошлой статье ЗИФ-77 начался в 1978 году. Этот мопед, вероятно, стал одной из самых известных моделей завода.
Он не был полностью новой моделью, а представлял собой легкую модернизацию предыдущего МВ-18М, выпускавшегося с 1975 по 1978 годы.
Именно МВ-18М, а вовсе не ЗИФ-77, представлен в музее. Сейчас расскажу, как же их отличить. Но для начала немного истории.
Немного про МВ-18М
МВ-18М сам по себе являлся модернизированной версией мопеда МВ-18, появившегося в 1972 году.
Внешне МВ-18М легко отличить по креплению переднего крыла. Вот как выглядел МВ-18.
МВ-18М в основе имел трубчатую сварную раму, почти как у велосипеда, и весил чуть больше 35 килограммов. Он был самым легким и компактным из всех отечественных аналогов.
Мопед комплектовали одноцилиндровым двухтактным двигателем Д-6 воздушного охлаждения. При рабочем объеме 45 кубических сантиметров он выдавал 1,2 л.с.
При скорости 25 км/ч мопед расходовал 1,8 л/100 километров. Запаса топлива в 5-литровом баке хватало на 275 километров. "Максималка" - 40 км/ч.
Учу, как отличить МВ-18М и ЗИФ-77
Так как же всё-таки отличить МВ-18М от ЗИФ-77? На самом деле, не так уж и просто. Поэтому многие путают.
ЗИФ-77 отличался, в первую очередь, улучшенной отделкой поверхности узлов и деталей, а также новой меламидно-алкидной эмалью. Как вы понимаете, на перекрашенном экземпляре из музея это различие нивелируется.
Еще одним отличием является хромированный багажник, в то время как на МВ-18М его окрашивали. Багажник у выставочного экземпляр окрашен, но я бы не стал ориентироваться на этот факт, так как музей "Легенды СССР" славится довольно фривольным отношением к цветовой гамме.
Гораздо более точную подсказку нам даёт крепление фары. Держатели фары у МВ-18М представляли собой перья на вилке. На ЗИФ-77 это были отдельные детали с креплением к верхней траверсе. К тому же они хромировались.
Вот как это выглядит на ЗИФ-77:
А вот так на МВ-18М:
Видите разницу?
Справедливости ради надо отметить, что поздние МВ-18М имели крепление, аналогичное ЗИФ-77. Но крепеж окрашивался в цвет кузова, а не был хромированным:
Кстати, в отличие от МВ-18М мопеды ЗИФ-77 всегда окрашивались в один цвет, а не в комбинацию из двух цветов. А еще на баке у 77-го появилась надпись ЗИФ-77.
Так что, друзья, с большой долей вероятности я могу отметить, что перед нами именно МВ-18М, а не ЗИФ-77, как указывалось в комментариях.
Согласны со мной?