Найти в Дзене
script bro | сценаристы

10 простых шагов, чтобы закончить сценарий за 10 дней

Оглавление

Верите ли вы или нет, но вполне возможно написать сценарий всего за десять дней.

Вам необходимо освоить эту способность, если вы хотите попасть в индустрию. Да, во многих договорах сценаристу даётся от восьми до десяти недель, чтобы закончить первый драфт (и ещё дополнительно пару недель для финального драфта и его вычитки (polish draft)), но вы быстро обнаружите, что многим продакшнам и каналам сценарий нужен был уже вчера и они определят более жёсткие сроки.

Самое желаемое и ожидаемое умение, что студии и продакшн-компании ищут в сценаристах — умение писать в сжатые сроки.

Эта способность поможет вам, найти возможность зайти в проект и работать быстро, переписывая текст до начала производства. Вы научитесь мгновенно придумывать идеи, структуру сюжетов, и последовательность сцен и объёмных персонажей.

Индустрия медленно движется, но быстро ускоряется. Во время разработки может казаться, путь долгий и трудный, но как только проект набирает обороты с каждой минутой времени остается меньше и меньше.

У актёров небольшое окно, чтобы сняться в фильме, а режиссёр уже хочет начать разработку проекта, который будет снимать в течении шести месяцев, поэтому производство нужно запустить как можно скорее.

Студия или канал хотят снимать для конкретной даты релиза, поэтому производство переносят на несколько месяцев раньше, чтобы успеть.

Возможно, фильм уже предварительно продан в другие страны, поэтому он должен быть написан, подготовлен и отредактирован уже вчера. Так дистрибьюторы и инвесторы могут получать прибыль.

Это все реалии, в которых работают сценаристы. Это сводит с ума.

Мы предлагаем десять проверенных и надежных шагов, чтобы закончить сценарий всего за десять дней — а точнее, десять сессий письма. Эти десять сессий в можно растянуть от двух до трех месяцев, с удобными для вас промежутками, в которых вы будете визуализировать и дополнять материал сценария.

В любом случае — выполните эти десять шагов, и вы увидите, что вы можете написать сценарий всего за десять дней.

Подготовка перед началом

Прежде чем вы напишите первое слово — вы должны как следует подготовиться.

Поймите основу своего концепта

-2

Составьте как можно более крепкий логлайн, чтобы понять о чём вы собираетесь писать. Это даст вам направление, в котором нужно идти. Когда вы знаете основной концепт вашего сценария, это станет направляющей силой от начала до конца сценария.

Определитесь с жанром

-3

Прежде чем начать, вы должны знать, в каком жанре или пересечении жанров вы работаете. Вы не можете написать хоррор-комедию с экшеном и элементами триллера, действие которой проходит в мире будущего с мелодраматической аркой персонажа посвященной проблеме зависимостей и злоупотребления запрещённых веществ.

Такой сценарий будет оставаться не в фокусе, даже если чётко следует структуре. Подготавливаясь к процессу написания, нужно знать, какой жанр вы будете использовать, чтобы рассказать историю. Обычно задействуют не более двух жанров.

Подпитывайте Ваш Творческий Ум

-4

Вам нужны визуальные образы. Вам нужен тон. Атмосфера. Вам нужны общие ориентиры для вашего концепта, сюжета, персонажей и мире истории. Лучший способ сделать это - смотреть фильмы. И не просто фильмы. Мы говорим о просмотре фильмов-референсов с похожими персонажами, темами, атмосферой, сюжетом и миром истории.

Мы не воруем у них. Мы вдохновляемся ими. Анализируем, что эти фильмы сделали правильно и неправильно, и применяем полученный опыт к нашим собственным идеям.

Когда вы определили свой жанр, посмотрите лучшие фильмы в этом жанре. Это поможет вам сделать всё правильно и избежать ошибок или осечек.

Визуализируйте трейлер из слабых моментов вашего сценария

Вам нужен общий визуальный план. Если вам нужно записать его - сделайте это. Вам не обязательно знать свою историю и сюжетную линию от A до Z и все что происходит между ними. Вы должны оставить место для открытий, которые придут во время написания.

Поэтому лучшее, что вы можете сделать, это визуализировать плохой трейлер фильма. Плохой трейлер — это тот, который выдает все основные сюжетные моменты, в том числе и концовку. Да, мы хотим, чтобы вы на самом деле представили такой трейлер у себя в уме.

Этот процесс даст направления, по которым вы будете проходить на протяжении всего сценария. Трейлер начинается с того, что ваш главный герой находится в своем мире, у него случается большой конфликт и он вынужден преодолеть его после многих неудач и препятствий на пути. Когда, герои думают, что у них есть все чтобы победить, что-то происходит, что ставит их в худшее положение. Далее мы видим большой поворот и кульминацию в которой они терпят неудачу или побеждают.

Вот пример одного из таких фильмов, где дали ключ к разгадке концовки.

Если вы сможете визуализировать, что трейлер для вашего сценария, вы сможете использовать его в качестве компаса во время процесса письма.

Визуализируйте 75% истории, прежде чем начать писать

После трейлера в голове, пришло время, чтобы найти ступеньки к каждому биту истории. Каждый из битов должен иметь визуальный ключ, потому что вы пишете в визуальный контент. Слишком много сценаристов зависят от сценарных формул и разметок. Если вы не создаете визуальные образы, ваши точки могут не сработать как кинематографический ряд.

Используйте время во время долгих прогулок, бега по утрам или поездок. Воображайте во время своего рабочего дня. Дополните образы музыкой, если хотите и визуализируйте основные ступеньки истории.

Написание сценариев, это не просто бить пальцами на клавиатуре. Написание начинается задолго до того как вы напишите первое слово.

Процесс разработки может занять месяц. Так как сейчас вы пишите не на заказ, у вас есть эта свобода. Но не более месяца. А еще лучше, если есть возможность сократите процесс подготовки до пары недель.

Ладно, вы готовы. Мы начинаем!

День 1

Вы уже держите начало вашего фильма в голове. Помните, что вы должны написать увлекательный и убедительный опенинг. Там должен быть физический или эмоциональный крючок, который будет поддерживать интерес читателя и заставляют их читать.

Ваша задача сегодня — написать десять страниц. Мы пишем 100-страничный сценарий, так что вы будете писать десять страниц во время каждого дня или сессии письма.

Не пытайтесь писать 30 страниц сразу. Даже 20 не пытайтесь. Амбициозность и самоуверенность может иметь неприятные последствия. Вы всегда хотите закончить как можно быстрей, но научитесь держать себя в руках. Напишите на 10 странице волнующий крючок, чтобы с удовольствием вернуть к написанию в следующий день. Так вы будете вырабатывать «топливо», что позволит сохранить внутренний огонь и поможет избежать “писательского блока”.

День 2

Теперь вы можете выбрать, когда вам писать: в течение десяти дней подряд или в любые другие промежутки. Может быть, вы взяли отпуск, чтобы написать этот сценарий за полторы недели. Возможно, вы будете посвящать Х часов каждый день или вечер, после рабочего дня.

Если вы не можете писать десять дней подряд — это совершенно нормально. Перерыв между написанием, даёт вам возможность визуализировать то, что вы собираетесь написать в следующий раз.

Независимо от выбора, это день 2 — ваша ступенька в работе над сценарием.

Прежде чем начать писать страницы 11-20, вам нужно два раза прочитать страницы 1-10 . Первый раз просто почитать и посмотреть, что представляют из себя ваши первые десять минут (одна страница равна одной минуте) фильма в вашем воображении. После того как вы прочитали ещё раз, вы должны задать себе несколько вопросов:

Есть ли в повествовании главный герой и как быстро он был введен в мир истории?

Что знает читатель о жанре после прочтения этих десяти страниц?

Понял ли читатель в чем основной конфликт прочитав за эти десять страниц?

Есть момент ли, что зацепит читателя и заставит читать дальше?

Эти общие вопросы. Есть, конечно, исключения из этих правил. Но когда вы пишете оригинальный сценарий, вам нужно как можно быстрее ответить на эти вопросы.

После того как вы прочитали страницы 1-10, начните заново, но уже вносите свои правки. По сути мы переписываем эти страницы, чтобы сделать их настолько отличными, насколько как они могут быть. Звучит пугающе, но это поможет вам и вашему сценарий в долгосрочной перспективе. Вы также можете вносить любые изменения, как грамматические и орфографические ошибки.

Эти два редакторских чтения — вместе с необходимыми правками — могут занять 30 минут. Некоторым понадобиться взять ещё один час.

Когда вы закончите, пришло время продолжить историю на страницах 11-20.

День 3

Опять же, это может быть ваш третий день подряд, или вы можете взять пару дней перерыва между сессиями.

Каждый раз, когда вы садитесь за с сценарий со второго по десятый день — вы начинаете с чтения предыдущих страниц и заканчиваете записью следующих десяти. Во время чтения вы вносите необходимые правки.

Сегодня пришло время, чтобы прочитать страницы с 1 по 20 и отредактировать их. После завершения, вы напишите страницы 21-30.

Если вы сомневаетесь в таком подходе, вот объяснение зачем это нужно делать и как это помогает.

Многие сценарии начинающих автором не в состоянии выдержать последовательность, атмосферу и ритм. Это в первую очередь потому, что большинство начинающих сценаристов пишут сценарий от шести месяцев до года. Их сессии письма носят эпизодический характер. Им начинает надоедать история, иногда не получается писать и они разочарованы процессом. Иногда, они просто дописывают пару предложений и успокаиваются.

Когда вы перечитываете и переписываете страницы, во время своей работы, вы продолжите писать с точки, где остановились. Вы находитесь в постоянной связи с тональностью, атмосферой, темпом и героями вашего сценария

Вы также хотите используете этот процесс перечитывания и переписывания как способ поддержания единого формата. Нет ничего более ужасного для читателя, чем разные заголовки сцены, имена персонажей, сцены, описания и т. д.

Поэтому, когда вы прочитали и переписали страницы 1-20, пишите страницы 21-30.

День 4

Поздравляем! Всего за три сессии письма, вы сделали почти треть своего сценария. И поскольку вы перечитывали и переписывали эти страницы в четвертый день, вы спасёте себя от массы ненужной работы.

Прежде чем продолжить, вы должны задать себе несколько дополнительных вопросов, прежде чем переписать первые 30 страниц сценария.

Достаточно ли конфликта в этих 30 страницах?

Герои встречаются с препятствиями на своем пути (физическими или эмоциональными)?

Стал ли главный конфликт, причиной побочных конфликтов, которые сталкивают персонажей?

Вам нужно вводить в историю хоть какой-то конфликт каждые несколько страниц. Вот что создаёт настоящий бестселлер.

Теперь пришло время написать страницы 31-40!

День 5

Если вы ждёте какого-то конкретно совета “что должно произойти в моей истории сейчас?” вы упускаете суть.

Нет единой формулы для успешной истории. Структура Save the Cat! или Воглера, предлагает отличную подпитку для мозга, чтобы помочь вам быть максимально убедительным, но не жёсткое правило. На самом деле, для каждой сценарной формулы и его реализации, есть десять доказательств (фильмов) и столько же исключений, которые эти правила опровергают.

Повествование в вашей ДНК. Это довольно просто — развлекайте аудиторию побрасывая конфликты, после конфликта переключайтесь на персонажей. И в то время как вы делаете это, создайте настройки и выплаты, задайте вопросы, на который читать должен захотеть найти ответ, и удивляйте каждые несколько страниц. Это не ракетостроение. Здесь нет формулы. Просто развлекайте читателя.

Имея это в виду, перечитайте и перепишите страницы 1-40 по мере необходимости, а затем продолжите историю на страницах 41-50.

День 6

Вы прошли полпути!

Так как вы написали 50 страниц, пора бы вернуться и сделать некоторые дополнительные настройки. Как вы заметили, добравшись до этого дня — процесс переписывания становится гораздо осмысленным, потому что предыдущая работа каждого дня сделали ваши первые 50 страниц очень крепкими.

Вам не нужно переписывать большие куски текста, потому что вы уже сделали эту работу и у вас сохранилась необходимая плотность.

После редактирования страниц с 1 по 50 (вы назубок знаете свою историю), потребуется некоторое время, чтобы обратить внимание на диалог и как вы используете его. Задайте себе эти вопросы:

Если страницы состоят зачастую из диалогов, нельзя ли укоротить их до нескольких строк? (или удалить их).

Ваш диалог рассказывает историю? Если так, то это плохая экспозиция и слабый рассказ. Убедитесь, что вы показываете, а не рассказываете.

В этих пятидесяти страницах, проверьте диалог. Убедитесь, что каждая реплика имеет значение. Если это строка не работает на историю или не раскрывает героя — избавьтесь от неё. Если диалог лишний — избавьтесь от него.

После того как вы проверили диалог, двигайтесь вперёд со страницами 51-60.

День 7

Надеюсь, вы поняли, что десять страниц не так уж и трудно писать. Эти интервалы по десять страниц легче редактировать, чем блоки по 30, 40, 50 страниц, которые забирают кучу времени на переписывание и исправление.

А теперь перечитайте страницы 51-60 (да, вы все ещё должны делать это), вы должны увидеть хорошо развивающийся кинематографический сюжет. Вы сделали ваш диалог сильнее в прошлый раз, поэтому вам будет легче продолжить его на страницах 61-70.

И помните, что с этими и предстоящих страницами, которые вы будете писать, вы начинаете свой заключительный акт, где будут показано срабатывать «настройки и выплаты». Ваши персонажи будут столкнуться самыми трудными проблемами (физическими, эмоциональными, а лучше с обоими сразу).

День 8

Трудно поверить, но у вас уже есть 70 страниц. И после перечитывания этих 70 страниц, вы увидите, что они довольно мощные. Конфликт в изобилии, тон и последовательности выдержаны и, надеюсь, зрелищные. Вы вводили новый конфликт каждые несколько страниц. Ваш диалог короткий и работает на историю.

Теперь начинается настоящее веселье. Вы начинаете ставить своих героев в самые худшие для них ситуации. Может быть, они видели какую-то надежду на стр. 60, только чтобы понять теперь, что они ошиблись или просчитались.

Как вы идёте писать страницы 71-80, вы настраиваете важные моменты, которые станут кульминацией вашего сценария.

Сосредоточьтесь немного больше о концепции настроек и выплат. Вот что читатели и зрители любят больше всего. Плохой сценарии просто показывает кульминацию и заключение. Отличный сценарии вырастает к ним. Проверьте, как вы построили настройки и выплаты (сюжетные и визуальные) на протяжении первого и второго акта, а потом вернитесь к ним в третьем акте.

Вы можете вернуться на страницы, 1-71 и посмотреть, как можно больше способов для создания настроек и выплат в третьем акте, который вы начинаете сегодня писать.

День 9

Можете поверить, что у вас есть 80 страниц сценария? Осталось 20 страниц. Поскольку мы каждый раз переписывали сценарий от сессии к сессии вы совсем рядом от финального драфта, а не первого, когда надо возвратиться назад и переписать весь текст со страницы 1.

Переписывание забирает много времени. Но самое замечательное в этом десяти-дневном процессе заключается в том, что вместо того, чтобы таращиться на большой 100-й сценарий, которые нужно переписать, вы уже сделали необходимые правки.

Значит у нас есть 80 страниц, и большинство из них хорошо переписаны, в течение этого дня. Нужно перечитать и стараться держать глаз вне исправлений правописания или грамматических ошибок. Повеселитесь со страницами 81-90.

День 10

Это последний день. Вы почти закончили. Поздравляю, пришло время, чтобы написать последние кульминационные страницы.

После перечитайте страниц 1-90, вы, вероятно, почувствуете, прилив сил. Такой же когда вы начинали сценарий.

Для некоторых, сегодняшний день может быть эмоциональным, потому что вы прощаетесь с вашими персонажами. Для других, это кайф, потому что вы собираетесь смотреть, как они либо преодолеют или поддадутся серьезному конфликту с которым сражались всю историю.

Когда вы напишите страницы 91-100 (плюс-минус), наступит время, чтобы отдохнуть. Время, чтобы убрать сценарий подальше от ваших глаз и высвободить ваш разум. Это может занять двух недель до месяца. Так как вы не писали на заказ, у вас есть эта свобода.

Не думай об истории, не говорите о ней. Возьмите время отдохнуть от неё.

Когда почувствуете необходимость вернуться, прочитайте от корки до корки сценарий. Появятся моменты, которые будут торчать, как бельмо на глазу, потому в процессе написания вы не замечали этого.

Одно мы можем обещать, что этот проект будет чувствовать себя, как финальный драфт, который просто нужно отполировать, прежде чем отправить.

Да, вы написали свой сценарий всего за десять дней. И да, потому что вы перечитали и переписали каждый блок, вы ближе к финальному драфту, чем если бы работали иначе.

Но давайте будем реалистами. Не существует “финального драфта”, пока ваша история не оживёт на экране. Всегда будет работа, что по переписыванию. Когда вы принесёте драфт продюсерам, они могут захотеть некоторых изменений. Когда ваш продюсер приносит на канал или продакшн, они неизбежно внесут и свои правки.

Если вы используете этот десятидневный процесс написания ваших сценариев, вы тренируете себя, чтобы быть профессионалом и учите себе писать под любой срок. Продолжайте писать и удачи!

Автор статьи: Кен Миямото

Автор перевода: Сергей Литвинов. Переведено в образовательных целях.

Наш сценарный курс

Мы также читаем сценарии, проводим скрипт-докторинг и редакторское сопровождение. Чтобы узнать цены и дополнительные услуги - напишите нам в директ любой из наших социальных сетей.

Так же читайте:

101 сюжетный поворот (твист), чтобы улучшить ваш сценарий

Секрет Третьего Акта

50 клише, которые следует избегать в сценариях

Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы теперь и на facebook
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.