Сколько лет журналисты говорили: "ещё лет пять и мы все будем ездить на китайцах". Прошло, правда, не пять лет с тех пор, а примерно в 2, а то и 3 раза больше времени, но китайцы это сделали. Они активно пересаживают россиян на свои машины. Причем, их продажи растут даже на фоне общего падения рынка.
Вот, например, в прошлом 2020 году российский рынок просел на 9%. Некоторые марки показали рост, несмотря ни на что (лучшим к слову был Cadillac с плюс 46%, а у остальных успехи гораздо скромнее), но китайцы выросли больше всех. Haval увеличил продажи на 41% процент по сравнению с 2019 годом. Geely - плюс 61%, Chery прибавила 80%, а Changan вообще 153%.
Отчасти это объясняется тем, что в 2019 году у китайцев были не такие уж и большие продажи, так что улучшить относительные числа было не так сложно, как Ладе, Kia или Тойоте. Но давайте посмотрим, кого опередили Haval и Geely - они лидеры по продажам среди китайских машин в России - в абсолютных числах. Haval продал за 2020 год - 17 381 автомобиль, Geely - 15 475. Это 16-е и 17-е место в общем зачете. Они обошли Audi, Datsun, Suzuki, Land Rover. Наступают на пятки Лексусу, Мазде, Mitsubishi, УАЗу (!).
При этом если Chery вывел на рынок кучу новых моделей и провел рестайлинги, у Geely появилось две новинки, у Haval тоже две.
А в январе показатели китайцев укрепились ещё больше. Chery показала прирост продаж в 359% и продала 1914 автомобилей, а Haval - плюс 28% и 1567 автомобилей. И это - приготовьтесь - 11-е и 12-е место в общем зачете производителей. То есть китайский автопром уже у ворот ТОП-10. Более того, если выкинуть из рейтинга ГАЗ, который продает в основном коммерческую технику, Чери будет уже в десятке по итогам января.
В общем, да, братцы, россияне распробовали китайские автомобили. А что будет дальше? А дальше продажи будут только расти? У Chery впереди новинки, которые должны прийтись россиянам по вкусу. Во-первых, у Тигго 8 должен появиться полный привод. Во-вторых, скоро должны привезти бюджетный седан, который будет конкурировать с Солярисом и Вестой. Будут и другие кроссоверы.
Geely готовит новую (более дешевую) комплектацию своего купе-кроссовера Tugella, плюс должны привезти Atlas Pro, уже наконец начались официальные массовые продажи хэтча GS. Возможно, привезут ещё несколько кроссоверов из тех, что недавно представили в Китае.
У Haval тоже запланированы дебюты на этот год. Скорее всего, на конвейер под Тулой встанет кроссовер First Love, который придет на замену H2 и H6 и будет конкурировать в сегменте Креты, Каптюра, Карока и прочих. В общем, борьба начнется в самом массовом сегменте. И по идее к концу года должна быть ещё какая-нибудь новинка, чтобы не выбиваться из плана.
Качество китайских машин растет, а цены держатся на приемлемом уровне. По крайней мере относительно остальных. Демпингуют ли китайцы? Да, конечно, им надо завоевать рынок. Но какая нам разница? Главное, что нам продают качественные машины по адекватной цене.
И даже скандал с загорающимися на морозе Haval F7 и F7x не смог подкосить продажи, потому что компания пошла на беспрецедентные меры: предложила владельцам либо деньги, за которые они покупали машину, либо новую машину. Без всякой амортизации. Это не то, что не подкосило репутацию компании, а наоборот, россияне поняли, что китайцы нормальные ребята, работают на репутацию, признают свои ошибки и работают над улучшением и качеством.
Можно подумать, что на руку китайцам сыграло то, что у россиян нет денег. Реальные доходы сильно упали, цены выросли, плюс повышение утилизационного сбора, акцизов на бензин и так далее. Не до жиру, короче говоря. Но китайцы не торгуют дешевым ширпотребом. Лифан и Зоти как раз слились в прошлом году окончательно и бесповоротно. Почти все стоит от полутора миллионов и выше. Есть машины за 2 миллиона и дороже. И они тоже продаются, несмотря на то, что ещё недавно люди говорили: "Что? Китаец за 2 миллиона?"
О том, что китайцы в России всерьез и надолго, что россияне оценили их по достоинству, говорит ещё и тот факт, что на вторичке китайские машины перестали сильно терять в цене. Да и отзывы хорошие.
Бьюсь об заклад, 2021 год китайцы снова закончат в плюсе. В большом плюсе и войдут наконец в Топ-10 самых продаваемых марок в России. И да, я уже предвижу, что сейчас в комментариях начнут писать, что статья заказная, а мне заплатили, но, ребята, статистику-то я выдумать не мог, она в свободном доступе. И отзывы, и статистика цен - все это объективные факторы, а не моё личное мнение.
Ещё интересно: Новый корейский кроссовер за 700 тысяч с дизелем и автоматом - Kia Sonet
Почему слияние Lada и Dacia - это на самом деле лучшее, что могло случиться с АвтоВАЗом