Найти в Дзене
Вокруг мотоциклов

Техническое обслуживание спицованных колёс мотоциклов

Колеса мотоцикла со спицами нуждаются в постоянном обслуживании.

Как часто ты проверяешь состояние спиц вашего мотоцикла? Скорее всего, это происходит недостаточно часто.

Сегодня в преддверии мотосезона поговорим о техническом обслуживании колес со спицами. Кака раз есть время заняться этой кропотливой работой.

Спицованные колёса архаизм или необходимость.

Колеса со спицами существуют так же давно , как и мотоциклы. Только в 1970-х годах литые колеса начали появляться на серийных дорожных мотоциклах, но востребованы до сих пор. Как я уже писал ранее в статье «Спицы или литьё - что лучше?» они до сих пор актуальны на внедорожной технике и если необходимо сохранить определённый стиль байка.

В чём техническая сложность спицованного колеса?

Прочность колеса обеспечивается технически сложными расчётами. Спицы прикрепляют ступицу к ободу и для того чтобы создать жесткость конструкции они, находятся под напряжением. Вектор приложения сил направлен «на разрыв». Именно такая конструкция и придаёт колесу прочность.

Когда необходимо проверять натяжение спиц?

Как часто ты должен проверять натяжение спиц? Ну, это зависит от того, ездишь по бездорожью или по улице. Есть хорошее эмпирическое правило: каждый раз , когда моешь байк, проверяй спицы. С учётом условий использования кроссовых и эндуро мотоциклов и тем что их мыть приходится практически после каждой поездки, это правило поможет райдеру сохранить колёса в хорошем состоянии долгое время.

-2

Проверка ваших спиц происходит довольно быстро и просто. Прежде всего, сожмите их ниже или выше того места, где они пересекаются. Каждое сжатие должно иметь одинаковое усилие. Если спица прогибается - то это твой клиент.

Например я проверяю «музыкальным» способом. Постукивая по каждой спице ключиком для натяжки спиц я слушаю изменение тона или вообще дребезг. Чем ниже тон тем спица более ослаблена.

Я использую универсальный ключ (неизвестно когда у меня появившийся) для натяжки спиц.

-3

Конечно в идеале нужно использовать ключи для натяжки спиц с динамометрической шкалой. Такие производит например компании Fasst. К нему в комплекте идут насадки под различные типы спиц. Этим инструментом возможно правильно отрегулировать натяжение спиц согласно характеристикам колеса. Есть и не регулируемый ключ такого типа который предустановлен на усилие 48 дюйм-фунтов или 5.42 Ньютон-метр, что идеально подходит для большинства кроссовых мотоциклов.

Динамометрический ключ для спиц
Динамометрический ключ для спиц

А можно использовать метод как на картинке, с самодельной конструкцией измерения приложенного усилия.

Есть мотоциклы такие как BMW R 1250 GS и Triumph Scrambler 1200 XC и XE , у которых натяжения спиц от ступицы, а не от обода. С ними те-же правила.

Если нужно протянуть всё колесо целиком и не допустить радиального и осевого(бокового) биения, можно использовать такое правило.

-6

Начните со спицы сразу после заправочного вентиля колеса; затяните не более чем на четверть оборота, а затем пропустите две спицы и повторите. Это гарантирует, что будет равномерно протянуто колесо с каждой стороны, не выводя его из строя вверх и вниз. После того, как пройдешь весь круг, продвинься вперед на одну спицу и повтори еще два раза. Вот и все, что нужно для проверки состояния натяжения спиц. Проверяй согласно предложенных правил колёса твоего мотоцикла и они будут служить тебе верой и правдой долгое время.

Надеюсь, статья тебе понравилась! Обязательно подпишитесь на мой канал «Мастерская МОТОляныча» . Спасибо за чтение и просмотр!