Люди в нашей стране скажут: 30 лет назад наши производители реализовывали новые идеи, но 95% разработок так и не пошли в массовый выпуск. По стечению обстоятельств, даже когда уже проект разработан и компания готовит производство под него, разработки сворачивают. Естественно, это расстраивает, так как тогда делали нужные стране машины, а из-за риска падения продаж в условиях современности наши производители не хотят внедрять новое.
Малоизвестный внедорожник с весьма необычным дизайном, разрабатывался в соперники УАЗ Патриот и получился заметно вместительнее и практичнее, богаче в оснащении. Внедрялись подушки безопасности, АБС, а за плату устанавливали кондиционер и автоматическую коробку передач.
Первый внедорожник ГАЗ-3106
В 90-е годы на Горьковском автомобильном заводе создавали массовые разработки легковых внедорожников. Это были и пикапы, унифицированные с серийными моделями, и семиместные внедорожники, или двухместное авто с открытой крышей и полным приводом. Разработчики развивали мысль, хотели сделать разные модели для климатических и дорожных условий в нашей стране, но эти разработки так и не воплотили в жизнь. Хочется уделить внимание рамному внедорожнику Атаман-2. За время существования проекта разработали три опытных образца.
В основе Атаман-2 лежит короткое шасси ГАЗ-2308 Атаман образца 1996 года. Впервые разработку представили обществу в 1999 году. Машина произвела настоящий фурор внешним видом. Дизайн напоминает ГАЗ-3111 «Волга»: те же волнистые линии кузова, большие округленные фары, что необычно для автомобильной моды того времени. Редуктор, ступичная узловая система и тормоза унифицированы с микроавтобусом «Соболь». Внедорожник имел жесткий задний мост на рессорах. Серийные авто планировалось комплектовать моторами Iveco или Toyota.
По сравнению с иностранными производителями Атаман-2 получился бы дешевле на 30-40%. Но работы над внедорожниками на заводе пришлось свернуть по экономическим причинам уже в 2000 году.
ГАЗ-3106 II
Первый прототип
Инженеры в 2003 году разработали и предложили новый проект на фоне успеха Шевроле Нива и УАЗ Патриот. Конструкторы создали внедорожник, конкурентоспособный иномаркам с подобной конструкцией. Модернизация внедорожника образца 2000 года привела к классическим дизайнерским решениям, прямым очертаниям без блестящих хромом деталей. Выделялись большая радиаторная решётка и бамперы (углы – пластмассовые, а в центральная часть из стали).
Кузовные детали теперь дешевле изготавливать. Конечно цена была недешевой (от 10 до 12 тысяч долларов), но выигрывала у зарубежных производителей популярных моделей. Шасси укоротили на 200 мм, но несмотря на это, кузов стал выше и шире. Рамную конструкцию, мосты и подвеску модели 2000 года не меняли, а вот рессоры уступили место пружинам. Под капотом трудился бензиновый двигатель ЗМЗ-405 мощностью 147 л.с., а максимальная скорость составляла 155 км/час. В перспективе разрабатывали и вариант с дизельным мотором. В базовом исполнении салон имел тканевую обивку, а в оснащение люкс входил салон из кожи и элементы отделки под дерево. Технику унифицировали с серийными моделями завода. Это обеспечивало меньшую розничную стоимость и быстрый запуск в производство.
Второй прототип
Вторая генерация появилась в 2004 году.
Изменения в дизайн автомобиля были незначительные: появились серебристая решетка передка и укрупнённые фары, а бамперы стали полностью пластиковыми для удешевления производства.
Третий прототип
Испытания опытных образцов выявили неудобный доступ на задний ряд и колесную базу автомобиля увеличили на 40 мм. Образец показали в августе 2004 года на Московском автосалоне и позиционировали уже как готовый к серийному производству.
Одновременно ведётся диалог с компанией Mahindra & Mahindra (Индия) об организации сборки в России внедорожника Mahindra Marshal , схожий по компоновке и габаритным размерам с техникой ГАЗ.
В 2005 году компания «Руспромавто» заявила об отказе серийного выпуска ГАЗ-3106. В руководстве решили организовать сборку внедорожника Mahindra и направить ресурсы на развитие специальной и коммерческой техники.